Доброго дня всем моим замечательным подписчикам и читателям, пусть ваш день будет наполнен лишь добрыми новостями!
Вчера мы с вами рассмотрели первую часть арабской психологии, как ее видят люди западные, а также кузены арабов по семитским корням. Сегодня продолжим углубляться в изучение арабских характеров и мотивации их поступков.
Из первой части психологического портрета населения арабских государств мы с вами выяснили, что арабы часто лгут, плохо дисциплинированы, мало мотивированы, но при этом трудолюбивы. Пока портрет выходит довольно странным, но продолжим.
Итак, представим себе главную улицу небольшого арабского города в жаркий летний день. На просторной лоджии одного из самых красивых в городе домов прилег отдохнуть после сытного обеда богатый торговец, сладко зевающий в предвкушении привычного послеполуденного «кейфа». Но вдруг до ушей богача доносятся резкие выкрики мальчишек, затеявших прямо под его окнами игру в мяч. Разъяренный торговец поднимается с дивана и пытается криками и угрозами отогнать нарушителей спокойствия подальше от своего дома. Но мальчишки и не собираются убегать, откровенно издеваясь над хозяином и его угрозами. И тогда торговец пускается на хитрость. Овладев собой и усмехнувшись в усы, он небрежным тоном сообщает крикливым мальчишкам свежую «новость»:
«Между прочим, пока вы здесь без толку гоняете мяч, на рыночной площади раздают бесплатные финики…» Как и следовало ожидать, мальчишек как ветром сдувает с улицы, где живет богач, и тот, ужасно довольный собой и своим обманом, пытается вздремнуть. Но уже через минуту хитроумный араб вскакивает, как ошпаренный, со своего ложа и, хватаясь за голову, кричит: «Ну, какой же я осел! Пока я здесь лежу, проклятые мальчишки расхватают все бесплатные финики!»
О чем говорит такой пример? Во-первых, о том, что в деле, касающемся наживы или халявы, арабы весьма легковерны, то бишь, посули им золотые горы, они не станут задумываться, откуда на них свалится такая "манна небесная", а постараются ее поскорее заполучить.
Во-вторых, из этой же истории легко понять то место, откуда растут "ноги" разнообразных террористических арабских группировок. Арабы не только легковерны на красиво описанную "небесную манну" (сюда и 72 девственницы в раю, и деньги, и почет с уважением), но и, рассказывая об этом другим, они сами в это начинают истово верить. А то, во что они верят, они будут отстаивать до последней капли красной жидкости.
Вот, уж, у кого бы снискали популярность детские страшилки из нашего с вами детства. Те самые, про черную руку, про черный город и прочие истории для пугания впечатлительных детишек у костра в пионер-лагере))) У арабов эти страшилки бы непременно приобрели оттенки разнообразных джиннов, и они сами, рассказывая об этом другим, боялись бы спать в темноте.
Страшные истории, которые нас в детстве закаляли, делая саркастичными, в арабской среде бы сделали всех, кто это услышал, до предела суеверными. Прямо как в хулиганском анекдоте:
В один день и в одном роддоме родили немка, русская и еврейка. Но санитарка перепутала детей, и теперь весь медперсонал никак не мог понять, как же устранить такую вопиющую оплошность.
Позвали на консилиум отцов детей, которые тоже задумались. Но тут нашелся первым русский папаша, который громко выкрикнул "хай Ги*лер!", а после этого забрал одного младенца, взглядом указав немцу на его ребенка, а еврею на его.
Все удивились, почему русский отец так уверен, на что он пояснил: "Когда дети услышали про Ги*лера, то немецкий младенец вытянулся в струнку, еврейский обг@дился, а русский сжал кулачки!"
У арабов сказочно развито воображение, они буквально живут в придуманном ими самими мире, а вовсе не в реальности. Именно поэтому миф про читающего на ночь Коран Путине и его внебрачном сыне Кадырове (привет Лисе Лесе), а также "новости" о вот-вот летящих из России прямиком в Иорданию самолетах, настолько захватывает их воображение, что становится для них реальностью.
Это же совершенно детское качество, которое у нас и у западных людей с годами сходит на нет (ну, в основном, конечно), а у арабов продолжает быть частью их повседневности до самого конца.
Но не кажется ли вам, что схожим набором качеств обладают и "кузены" арабов - евреи? Эти-то тоже верят в сказки про "землю обетованную", про "третий храм" и "Машиаха". Так верят, так верят, что готовы истребить всех на своем пути, словно саранча, лишь бы уже то, во что они верят, случилось в реальном мире. Стоит ли говорить о том, что реальный мир сильно отличен и от их фантазий?
Арабские народы чувствуют унижение от своей неспособности ответить на вызовы времени, арабская ментальность не может приспособиться к темпу и ритму жизни современного мира – и возвращение к нормам средневекового ислама является для них единственной возможностью сопротивляться неизбежному проигрышу в соревновании цивилизаций.
профессор Принстонского университета Майкл Доран
Этот Майкл Доран чертовски прав в своих суждениях. Ведь, именно бедуины, то есть истинные древние арабы, и рассуждают по сей день так: "ваша цивилизация сгинет в своем противостоянии, а наша останется в своей гармонии с миром и приспособленности к нему".
Что есть сейчас западная цивилизация? Это гонка технологий, без ежедневного применения которых мы так отупели, что, отними у нас смартфоны, машины, поезда и самолеты, еду, завернутую в пластик, то мы быстренько загнемся со всей своей "цивилизованностью". А бедуины, как ходили по пустыне, питаясь "подножным кормом", так и еще тысячи лет ходить будут, им плевать на спутники и гаджеты, даже на машины плевать, у них есть верблюды и лошади, которым не нужна нефть для функционирования.
Западные люди трясутся над своими машинами, будто это их родные дети. Каждая царапинка отдается в их сердце болью, схожей с укусами тысячи пчел. Для араба машина, даже расцарапанная в хламину, всего лишь дополнительные расходы, но вовсе не трагедия их жизни. Это же не родовитый верблюд или породистый арабский скакун, всего лишь кусок железа, об чем тут переживать-то?)))
Именно поэтому я говорю, что западная цивилизация погибнет без восточной медлительности, но восточная медлительность выживет без западных технологий)))
А знаете в чем принципиальная разница между двух "кузенов" - арабов и евреев? В понимании праве собственности))) Если для араба мир и все в нем изначально принадлежит лишь одному хозяину - Всевышнему, то для еврея все в мире принадлежит евреям, как "богоизбранному народу". Именно поэтому араб, совершивший кражу боится Аллаха (при этом не чувствуя вины перед тем, у кого он украл), а еврей, совершивший кражу, боится тюрьмы (а еще расправы того, у кого он украл).
Отсюда следует и запрет в исламе на ростовщичество, тогда как для евреев - это самый почетный и желанный способ заработка:
«Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275). Запретив ссудный процент, шариат ведёт экономику по своему особенному исламскому пути. Капитал, согласно исламу, призван не увеличивать денежный оборот, а служить развитию и росту производства. Шариат запрещает выплату вознаграждения за временное пользование деньгами (и не только). Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото только в равном количестве и серебро на серебро только в равном количестве» (Муслим).
Ростовщичество у арабов в некотором смысле приравнено к каннибализму (в смысле, что если ты требуешь процент с другого человека, то ты ешь его плоть), причем в самом исламе нет послаблений и исключений, в том числе, и для запрета ростовщичества в отношении представителей иных религиозных течений. Поэтому те мусульмане, кто считает, что данный запрет распространяется только на мусульман, очень плохо знакомы с основами своей религии.
На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Тяжелый физический труд, условия которого не менялись веками, низкое развитие производительных сил приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, воспитали в них неприхотливость, умеренность, высокую приспособляемость, терпеливость, вошедшие в народные поговорки: «Терпение - ключ к радости», «Терпением можно разрушить горы», «Терпение сохраняет то, что имеешь». В условиях постоянной борьбы за существование, необходимости преодолевать сопротивление природы у арабов выработалась покорная готовность к тяжелому труду, которая, однако, не стала трудолюбием.
Ислам родился среди арабов и именно их основные качества и недостатки отразил в своих строгих правилах. Именно поэтому весь ислам насквозь пронизан одним и тем же словом - "терпение", потому что именно терпение ключ к их выживаемости.
Вот и тренируют они свое терпение прилежно и по сей день, в том числе и своей радостью при приближении священного месяца Рамадана, потому что это для них не просто традиция, не просто вид поклонения, не просто некая обязанность - это тренировка важнейшего для них навыка - навыка терпеть.
Труд у арабов не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью в работе. Для большинства работников плоды труда - досуг и отдых - важнее собственно результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе. «Букра» - «завтра» - означает, что дело, которое поручено арабу, не вызывает у него заинтересованности и, скорее всего, так и не будет завершено в обозримом будущем. Работники умственного труда - богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические должности.
И таки да, труд в арабских странах хоть и является неотъемлемой частью залога выживаемости, но не является желаемым занятием. Они будто сами для себя его обесценивают, однако это никак не распространяется на других.
Проще говоря, араб не осудит другого араба за то, что тот зарабатывает себе на жизнь тяжким ручным или интеллектуальным трудом, но он непременно будет осуждать самого себя ежедневно за то, что не смог стать богатым торговцем, который может себе позволить больше отдыхать, чем работать))) Это очень своеобразный выверт сознания, его невозможно понять, можно только принять.
"В чем главная разница между Востоком и Западом?
Восток - это культура стыда. А Запад - культура вины.
Стыд и вина - 2 принципиально разных регулятора поведения.
Для японца, араба, китайца главный регулятор - стыд. Для них важно, что о них подумают представители своей группы.
Для маленького японца самое большое наказание, когда его фамилию напишут крупными буквами на доске.
А уж если его выгонят из класса, отделят от своей группы... это уж вообще!
А для американца, европейца главный регулятор - внутреннее чувство вины.
Перед Богом, перед собой. Главным образом - перед собой. По-другому это называется совестью.
Почему психологи называют разницу между стыдом и виной принципиальной?
Потому, что европейцу может быть жалко убитого араба, он может испытывать чувство вины за его смерть.
А араб, убив европейца, не стыдиться. Стыдно может быть только перед своими. Стыд работает лишь внутри группы.
А люди вне их группы, воспринимаются арабами, как нелюди, которых можно уничтожать безжалостно и бесстыдно"
-- Этнопсихолог, доктор психол. наук Татьяна Стефаненко, "Восток - Запад"
А теперь я спрошу вас, мои уважаемые читатели, испытывали ли чувство вины фашисты, сжигая в печах евреев? Испытывали ли чувство вины европейские крестоносцы, насилуя и убивая женщин в тех краях, куда они "несли христианскую веру"? Испытывали ли вину французы, раздевающие до нага алжирских женщин и пялясь на них, словно в зоопарке? Испытывали ли вину американцы, которые выставляли африканцев в своих "человеческих зоопарках"? А когда истребляли титульную нацию американского континента - индейцев? А когда сбрасывали на головы японцев атомные бонбы?
Мое мнение - нет, они не испытывали чувства вины за содеянное, с этим чувством западная цивилизация незнакома, как незнакома она и с понятием о совести. Это мнение складывается не из моего личного негативного отношения к западной цивилизации (мне по большому счету они совершенно безразличны, как и их судьба), это мнение складывается из безжалостных и беспощадных страниц человеческой истории.
Поэтому с мнением доктора психологических наук Татьяной Стефаненко я смею не согласиться, ибо люди, у которых есть совесть и чувство вины, в первую очередь, стремятся не повторять тех поступков, за которые они испытали это жгучее чувство вины. А раз западная история ходит по кругу, будто лошадь на арене цирка, то и чувство вины и понятие совести им чужды и не близки вовсе.
Если стыд помогает восточному обществу жестко контролировать своих членов и не дает им совершать свободно преступления, то я "за" чувство стыда. Причем очень заметно, что именно чувство стыда сдерживает восточное общество от совершения преступлений, ибо, избавившись от своего общества (при переезде в западные страны), они с такой легкостью любые преступления совершают и не видят в этом никаких проблем.
Это, кстати, касается и мигрантов из мусульманских регионов в России. Некоторые задаются вопросом, мол, это же мусульмане, почему фигачат свинину, запивают водкой и домогаются до женщин, да не гнушаются воровством, а то и чем похуже. Ответ-то на поверхности - они живут вне своей культуры, им некому давить на чувство стыда, некому блюсти исполнение религиозных запретов, над ними в России не довлеет старший, который начнет их стыдить и нет угрозы выпиливания из родного общества. А потому и тормозов у них нет.
На этом, как мне кажется, можно закончить описание психологии арабов. Оно, вроде бы, все и понятно, но не понятно, потому что довольно отлично и одновременно схоже с нами. Россия - была, есть и останется "серединным миром". В нас есть как восточные, так и западные черты, преображенные, сглаженные в одних местах и заостренные в других. Именно поэтому наш путь был и будет всегда особенным, ни на кого не похожим. И это, как мне кажется, совершенно прекрасно для мира, хотя и сложно для нас самих.
Свое мнение о психологии арабов и не только пишите в комментариях, мои уважаемые читатели))) Если остались вопросы или замечания, пишите, будем думать над ответами вместе)))