Фильм “Бедные несчастные” (Poor Things, 2023) мне поначалу показался прорывным кино, художественным шедевром. Там заложена интересная идея, и автор казался способным ее ярко раскрыть – ловко демонстрировал впечатляющий инструментарий и нагонял будоражащих смыслов. Но посмотрите на последний “Оскар” – он из мирового Праздника Кино превратился в крайне специфическую тусовку полной беспомощности. За год уже не набирается достаточного количества фильмов, чтобы хоть кого-то номинировать хоть на что-то. Скоро “оскары” будут вручать пластмассовые манекены пускающим слюни дебилам просто за присутствие в кадре. Уровень кино стремительно деградирует. Искусственные рамки ограничений для авторских смыслов убивают самою суть творчества – Йоргос Лантимос смог лишь задекларировать яркие идеи своего произведения, реализация выглядит слишком поверхностной и слишком мейнстримно-компромиссной. А значит – искусственной. То есть, фальшивой и слабой.
Фильм, кстати, снят по книжке. Она раскрывается не в настолько широких смыслах как кино Лантимоса, книга довольно вторична по отношению к культовым сюжетам своих вдохновений – “Собачье сердце”, “Остров доктора Моро” и, конечно же, “Франкенштейн”. Но сама идея о пересадке мозга выжившего младенца в тело мертвой матери выглядит многообещающе – мертвец проживает свою жизнь заново в ускоренном темпе и возвращается к кульминации своей драмы, которая и привела персонажа к смерти. Тем более, что виртуозного хирурга, перешагнувшего за клятвы своей профессии и превратившегося в Демиурга играет сам Уильям Дефо. Который сам жертва гипертрофированной муштры своего гениального отца и теперь живет и творит вне границ человеческой морали. Не потому что злодей, но потому что ощущает свой талант выше всех условностей. Собственно, поэтому он четко срисовывает все симптомы взросления ребенка-кадавра и, для чистоты научного эксперимента, благословляет его на путешествие в опасный и прекрасный мир настоящей взрослой жизни. В этом была его гениальность и ошибка – эксперимент удался максимально, но повторить свой успех Демиург больше не сумел. Плодил далее лишь бездушных уродов.
Так в чем же воодушевляющая идея фильма? Чем хороша его форма? Тем, что отличными актерами переосмысливается культовая классика. А также преумножает его смыслы визуалом – путешествие искусственной незрелой личности в ослепляюще-оглушающий мир в самом настоящем стиле “Пиннокио” и “Алиса в стране чудес”. Визуал Лантимоса с этим очень удачно работает. Тут у нас черно-белая пленка периода оживления “франкенштейна”, тут расцвели цветы детских восторгов неуклюжей личности, далее адские краски бурной гормональной молодости и снова в тусклый мир боли и разочарований. Это да.
В этом смысле я хочу подчеркнуть, что Эмма Стоун в роли этой наивной перерождающейся души свой “Оскар” честно наиграла. Да, у нее не было никакой конкуренции, но она его сыграла с большим запасом. На этом мои восторги фильмом заканчиваются. И произошло это еще до его середины. Дальше его смотреть просто скучно, фильм предал сам себя.
Проблема в том, что главная героиня – женщина. И она окружающий мир последовательно воспринимает через женское, которое необратимо сталкивается с мужским. Комично, трагично – но всегда ярко, это главные впечатления в жизни. По другому не бывает. На этом моменте должен быть самый сильный отрезок этой истории. Но он под запретом. Такое на “Оскаре” нельзя. Поэтому автор просто малодушно замазал его говном. Причем своим собственным, натуральным – вывалил кучу личных перверсий, стал накидывать якобы раскрепощенной эксцентричности с разнузданной порнушкой этой самой Эммы Томпсон, которая в таких сценах выглядит слабо и асексуально, но именно с нарочитой уродливостью. Смыслы полностью запутались и обесценились. Наивную буратину здесь не просто грабят мошенники, а трахают в публичном доме, в кадре только пресные ходули анти-европеоидной мульти-расовости и гендерной флюидности. Всё рухнуло в эту бездну бессмысленности. Автор просто засунул свою голову себе в жопу и испугался сделать сегодня сильное кино. Сделать настоящего Булгакова, но зайти на кураже еще дальше. Трус и приспособленец. Ну, или ему такие обвинения покажутся обидными – тогда он просто дурак и бездарность. Пусть сам выбирает.
Пустой финал выглядит очень жизненно. Творец встречается со своим Созданием, но история сломана – им даже не о чем поговорить, кроме формальностей. Хотя есть так много чего сказать. И актеры это понимают, это чувствуется – они пытаются спасти то, что уже невозможно спасти. В финале расцветает лишь чахлый цветочек на куче навоза. Но ведь хорошее кино обычно снимают немного иначе, не правда ли?
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте https://gvozdi-slov.ru/
#кино #фильмы #уильямдефо #эммастоун