Период, который предшествовал распространению ислама в Аравии называют «джахилийя», что значит «незнание», «невежество», «варварство» (имеется в виду незнание «истиной веры» в форме ислама). О том, в каких условиях жили арабы в этот период можно прочитать здесь:
Как жили арабы до принятия Ислама. Часть1. Географическая среда
Как жили арабы до принятия Ислама. Часть 2. Экономика
А в этой статье я попробую проанализировать какое же место занимали женщины в арабском обществе до ислама? Мнений на этот счет разных много, поэтому однозначно на этот вопрос ответить не просто.
Одни авторы (в основном мусульманские и некоторые европейские) придерживаются мнения об исключительно тяжелом положении женщин у доисламских арабов и что ислам полностью эмансипировал женщину в мусульманском обществе. В качестве аргументов эти авторы приводят следующие: отсутствие прав у женщин, грубое отношение к ним, подчинение отцу и мужу, власть отца над дочерьми.
Другие авторы (в основном крупнейшие исламоведы мира) утверждают,
что ислам способствовал порабощению женщин и этот процесс закабаления
мусульманки развертывался постепенно, с появлением феодальных порядков
в Халифате.
Чтобы разобраться хоть немного в этом вопросе рассмотрим семейное положение аравитянки в джахилийскую эпоху.
До возникновения ислама у арабских племен не было писанных законов,
регламентирующих брачно-семейные отношения. В основе регламентации
семейных отношений лежали родо-племенные традиции, обычаи и нормы
морали. Поскольку до возникновения ислама арабы жили родо-племенным
строем, то и семейные отношения у них носили патриархальный характер. таким образом уже можно говорить о неравенстве полов.
У арабов в этот период существовала полигамия (многоженство). Вожди
аравийских племен, родовые старейшины имели каждый до десяти жен.
Практиковался и временный брак (одна из форм многоженства), при
котором женщину брали в жену на определенное время (от одного дня до
нескольких лет) за определенную плату, но меньшую, чем при обычном
браке. Распространение таких браков объяснялось участием многих мужчин
в караванной торговле и невозможность выплатить махр.
Существовала и такая форма покупного брака, когда мужчина женился на дочери дяди со стороны отца. Причем именно по отцовской линии должна была приходиться она жениху двоюродной сестрой, т.е. кузиной. При таком браке махр не уходил в чужой род, а оставался в своем, отцовском, в семье дяди по отцу.
Еще у доисламских арабов существовал обычай жениться на одной из жен
умершего отца (если она не была родной матерью).
Допускались тогда как браки внутри племени, так и браки с иноплеменниками. Если женщина выходила замуж за соплеменника, то ее родители и близкие
родственники вмешивались в ее семейную жизнь, что приводило к ссорам и
недоразумениям. Поэтому широкое распространение получил обычай
умыкания невест, но с их предварительного согласия. Если женщина
выходила замуж за иноплеменника, ее сородичи провожали ее таким
неблагожелательным напутствием: «Да не будет легким разрешение твое, да
не родишь ты мальчиков. Ты приблизишь к нам чужаков и родишь врагов».
Бедуин радовался рождению сына, но рождение дочери древняя мораль
рассматривала как несчастье. «Чем родить тебя, лучше родить камень, он
пригодился бы, чтобы занять свое место при стройке стены», - такими
словами встречали рождение девочки». «Девочка – это бесполезная ноша»,
«дочь – обуза», - столь обидно говорили о девочке.
Бывали случаи убийства младенцев женского пола. Их закапывали живыми в землю. Этот жестокий обычай был порождением безжалостных
социальных и природных условий. Бедные родители прибегали к нему в
исключительных случаях: при наличии большого количества в семье малых
детей и невозможности их прокормить в условиях кочевой жизни. Следует
заметить, что подобный дикий обычай был характерен не только для
арабских кочевников, но и для других народов, сохранявших родовой быт
(Китай, индейцы Северной Америки, австралийцы). Такое проявление жестокости уже не наблюдалось после возникновения ислама.
Некоторые исследователи пытались найти в доисламской Аравии пережитки
матриархата. Эти пережитки они видели в нередких случаях матрилокального поселения мужа, многомужестве, и сохранении кровосместительных браков.
Матрилокальный брак – это обычай проживания супругов в общине
жены. При парном браке женщина, вступив в него, оставалась жить в своем
роде, у своих родителей, а муж временами навещал ее. Дети от такого брака
оставались в племени жены и назывались по матери. Такая форма брака
сохранялась потому, что отлучки мужчин, сопровождавших верблюжьи
караваны, были частыми и продолжительными.
Сохранялась и такая форма брака, как брак с женщиной, имевшей свою палатку, владелицей которой она являлась. Женщине принадлежала инициатива развода. Она поворачивала палатку так, что вход в нее оказывался в противоположной стороне, что означало – брак расторгнут. Или же такая женщина вручала своему мужу палатку и копье, давая ему понять, что их сожительство кончилось и что ее бывший муж отныне должен жить самостоятельно.
Владелица палатки могла состоять в супружеских отношениях с несколькими мужчинами. Каждый из них жил в ее палатке в течение периода между двумя месячными очищениями. Во время месячных она вывешивала над своей палаткой красную тряпку, и ни один из ее мужей не входил в ее жилище. Если у нее рождался ребенок, она указывала, кто его отец.
Но есть мнения, основанные на этнографических исследованиях
полиандрических браков (это это самое многомужество),что нельзя связывать полиандрию с матриархатом и говорить о сохранении у доисламских арабов остатков материнского родового строя. Считается, что в кочевом скотоводческом обществе не было места для отношений матриархата даже в пережиточной форме. Такой социум, как и общины бродячих или оседлых охотников, сугубо патриархален в своей изначальной основе. Ведущая роль мужчины определена здесь типом хозяйства и вытекающих из него семейных и иных общественных отношений. А причиной таких браков скорее всего является опять-таки выкуп за невесту, а именно – невозможность для мужчины оплатить в одиночку всю стоимость невесты. И как правило, при таком браке одну жену на всех покупают «вскладчину» на всех братьев. Бывает что братьев много – человек пять и больше, тогда они берут в совместный союз не одну, а двух-трех женщин.
В джахилийской Аравии господствовало отцовское право, что лишало женщину прав наследования. Согласно древнеарабской традиции наследовал только тот, кто был способен ездить верхом, владеть копьем, защищать свое имущество и захватывать добычу. При этом преимущество отдавалось старшему по возрасту. Если не было прямых наследников, имущество передавалось братьям покойного, и только после них право на наследство могли предъявить остальные члены кровнородственного коллектива. Однако в Аравии были и случаи, когда женщины наследовали отцам, мужьям. Известны были богатые вдовы, которые имущество мужей, самостоятельно вели крупные торговые и операции.
Ряд исследователей считают, что аравитянка в период джахилийи занимала привилегированное положение в обществе. Она нередко принимала участие в битвах, всегда побуждала мужчину к храбрости. Араб-язычник видел в ней мать
богатырей, которые должны были прославить его род, и сам считал
священнейшей обязанностью защищать его. Отношение древних арабов к
женщине во многом напоминает цветущую пору средневекового
рыцарства.
О том, что к женщине в эту эпоху относились с любовью и уважением
(особенно в сельской местности) говорят фольклор и языческие верования,
которые были в значительной степени феминизированными. Большинство
племен поклонялось культу богинь.
Ранний арабский историк Хишам ибн Мухаммад ал-Калби в «Книге об
идолах» приводит интересный материал о почитании богинь доисламскими
арабами: «Самым первым из них всех был идол (богини) Манат, и арабы
имели обычай давать имена Абд Манат и Зейд Манат. Он стоял между
Мединой и Меккой. Все арабы почитали его и совершали жертвоприношения
возле него». Этот идол богини Манат разрушил Али после победы
Мухаммада над Меккой. Был еще идол богини ал-Лат, который находился в городе ат-Таифа.
Некоторые исследователи обращают внимание на то, что в разных
хозяйствах женщина играла разную роль. В охотничьем хозяйстве на ней
лежали обязанности по обработке добычи, в скотоводческом – по обработке
продуктов скотоводства. Мужчина в таком хозяйстве хоть и основной
добытчик, но все же как бы «вольный стрелок», охотник или пастух.
В земледельческом хозяйстве основные и самые тяжелые работы выполнял
мужчина (пашет, сеет, строит жилье). Женщина же рассматривается здесь
как вспомогательная рабочая сила, она участвовала в более легких работах
(например, жатва), вела домашнее хозяйство. Поэтому общество видело в ней
полуиждивенку.
Есть мнение, что ко времени возникновения ислама и в хозяйстве древнего араба-кочевника женщина играла подчиненную роль. За счет принижения женщины, занятой в основном домашним трудом, возвысилось общественное положение мужчины. Счет родства стал вестись по мужской линии, и
религиозные сказания говорили о мужских божествах и духах как об имеющих наибольшее влияние и силу.
Итак, мы убедились в том, что в исторической науке не сложилось
единого взгляда на то, какое положение занимала женщина в семье и
обществе в джахилийскую эпоху. На наш взгляд, однозначно ответить на
этот вопрос невозможно.
С одной стороны, к женщине относились с уважением и любовью в семье и обществе, она не была вещью, собственностью мужа. Ее привилегированное положение в семье и обществе закреплялось в религиозных представлениях, моральных нормах и традициях доисламских арабов. С другой стороны, женщина не была во всем равноправна с мужчиной. Об этом свидетельствуют различные формы покупного брака, восприятие арабом рождение дочери как несчастье и позор, случаи убийства новорожденных девочек в голодные годы.
Кроме того, оценивая положение женщины в доисламскую эпоху, необходимо учитывать тип хозяйства. Так, в охотничьем и скотоводческом хозяйстве женщина играла главную роль, а в земледельческом – вспомогательную. Отсюда
разное ее положение в этих обществах. Необходимо также учитывать то, что
положение женщины изменялось на протяжении самой домусульманской
эпохи.
Больше о том, как жила и живет сейчас женщина в арабском мире можно почитать и посмотреть здесь: