Найти в Дзене

Что такое скаффолдинг в обучении

Оглавление

Скаффолдинг (от англ. Scaffolding, строительные леса) — это образовательная теория, основанная на способности учащихся усваивать информацию с помощью того, кто лучше знает тему.

Преподаватели, которые знакомят своих учеников с новым материалом, обычно видят, когда тем требуется дополнительная помощь для понимания и освоения информации. По мере того как учащийся обретает уверенность в знаниях, помощь преподавателя уменьшается (постепенно снимается часть «лесов»), и студент выполняет большую часть работы самостоятельно. Учитель продолжает снимать части конструкции «лесов» до тех пор, пока учащийся, наконец, не освоит содержание и не перестанет совершенно в них нуждаться.

При правильном использовании скаффолдинг помогает студентам изучать контент, который они не смогли бы освоить самостоятельно.

Скаффолдинг как образовательная теория

Скаффолдинг, постепенно завоевывающий мир образования, на самом деле, понятие не новое. Его принципы основываются на теории советского психолога Льва Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка. Согласно теории Выготского, ЗБР — это «область не созревших, но созревающих процессов», задачи, с которыми ребенок на этом этапе развития не способен справиться самостоятельно, однако вполне может научиться постепенно их выполнять с помощью взрослых.

ЗБР можно представить в виде концентрических кругов

  • Самый маленький круг — это то, чему ученик может научиться самостоятельно.
  • Круг, окружающий меньший, демонстрирует навыки, которые ученик способен освоить с помощью педагога.
  • Зона потенциального развития представляет навыки, которые ученик может освоить в принципе. Она ограничена его способностями, желаниями, продолжительностью жизни и другими факторами.

Преимущества скаффолдинга

Вовлекает учащихся в процесс: этот метод обучения приветствует работу учащихся в парах и небольших группах, чтобы расширить понимание материала. Таким образом, слушатели и преподаватели могут взаимодействовать и более активно работать с контентом, чем если бы работа проводилась поодиночке.

Стимулирует к развитию: скаффолдинг побуждает слушателей узнавать материал за пределами имеющихся знаний по теме с помощью других. Это позволяет изучать контент, который в противном случае ученику было бы трудно или невозможно освоить самостоятельно.

Дает возможность добиться успеха: скаффолдинг повышает вероятность достижения учебных целей. Задача преподавателя — дать подробные объяснения по выполнению задачи и работать вместе со слушателями, пока они осваивают материал, а затем «отпустить их в самостоятельное плавание».

Обеспечивает дифференцированное обучение. Это очень важный аспект скаффолдинга. В небольших классах учителя могут определить ЗБР каждого ученика и на основе этой информации индивидуально адаптировать формат обучения. Таким образом, можно избежать как ситуации, когда материал слишком сложен для студента, так и ситуации, когда он слишком прост и человек ничему не учится.

Скаффолдинг и корпоративное обучение

Преподаватель РШУ Елизавета Ефремова обращает внимание на то, что в корпоративном обучении скаффолдинг может оказаться более успешной стратегией, чем часто применяемый цикл Дэвида Колба:

«Цикл обучения Колба, который включает в себя четыре стадии — конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактное концептуализирование и активное экспериментирование, — не всегда является наиболее эффективным в корпоративной среде. Иногда тренинги, основанные на модели Колба, могут приобретать скорее развлекательно-мотивационный характер, не в полной мере способствуя реальному усвоению навыков или знаний, необходимых для работы.

В контексте корпоративного и взрослого образования, особенно при необходимости быстро ввести сотрудников в новую деятельность и оптимизировать время обучения, переосмысление традиционных педагогических принципов и их адаптация к современным условиям могут оказать значительное влияние на эффективность учебных программ. Объединение исторических концепций с понятием скаффолдинга и другими современными подходами открывает новые возможности для разработки образовательных стратегий, актуальных для взрослых обучающихся».

Как использовать скаффолдинг в учебном процессе?

Скаффолдинг и стратегия завершения

И комментарии читайте по ссылке в статье Медиа РШУ