#Школьныебудни: «Один день за два. Конфликтная ситуация. Сравнение-детей билингвов»
Рефлексия ~ Мария:
Сегодня было внеурочное занятие по математике, которое проводила моя коллега. Я сопровождала другого ребёнка-билингва, потому что ученик, с которым я обычно сижу на уроке, отсутствовал. Это был интересный опыт, который позволил мне сравнить категории ошибок и затруднений у разных детей-билингвов. Но обо всем по порядку.
Задания для внеурочного занятия по математике были составлены очень интересно, так как они решали одну из главных проблем детей-билингвов - умение работать с текстом на русском языке, понимать его. А из статьи про концепт мы помним, что у детей-билингвов можно выделить две главные проблемы:
- низкая мотивация к учебной деятельности из-за слабого владения средствами русского языка и, как следствие, невозможность полноценно участвовать в диалоге, создавать свои тексты (устные и письменные).
- проблема социализации, из-за недостаточного погружения в языковую картину мира русского языка.
Так как математические выражения были записаны в непривычном для детей виде, задача была усложнена: цифры прописывались словами, чтобы дети не только выполнили математическое действие, но и соотнесли слово с его значением.
Задание с шифрованием слов также способствовало тому, что дети сначала вычленяли нужные буквы, а потом учились строить слова из этих букв.
Далее был урок русского языка, на котором дети работали над темой «Предложение». Дети учились составлять и распространять предложения. Этот навык безусловно очень полезен им для жизни, чтобы вступать в коммуникацию с людьми было легче, чтобы они помогли порождать собственные речевые высказывания и, соответственно, тем самым решить следующую социальную проблему: невозможность полноценного общения с носителями русского языка из-за бедного словарного запаса и неумения распространять свои предложения.
Я помогала ребёнку в распространении предложения, его очень заинтересовал процесс, поэтому он захотел распространить ещё одно предложение дополнительно (однако ряд ошибок в словах пришлось исправлять и разбирать, но типичные ошибки на фото запечатлены). И вот результат нашей работы на уроке русского языка.
Сравнение двух детей-билингвов, с которыми мне удалось поработать, показало, что их ошибки в рамках работы на уроке русского языка схожи:
- забывают ставить точку в конце предложения.
- не помнят про то, что предложение нужно писать с большой буквы. Или уточняют это у меня, потому что сами сомневаются.
- особое внимание приходится уделять окончаниям слов, так как изменение форм слова у детей получается не всегда корректно.
В перемене между уроками музыки и окружающего мира между ребёнком с девиантным поведением и частью класса произошёл конфликт. Ребёнок с девиантным поведением плакал и ругался как на педагога, так и на всех, кто пытался его успокоить, потому что, по словам ребёнка, его обозвали в процессе игры на перемене. Я поговорила с ребятами, которые играли с данным ребёнком, они сообщили, что никого не обзывали, а учащийся, который был расстроен и ругался, разрушил всё то, что они построили из лего. Педагог посоветовал дать этому ребёнку успокоиться и попить воды, а далее с ним и всем классом была проведена воспитательная беседа мной и педагогом. Оказалось, что учащегося действительно оскорбили, но и тот в свою очередь попросил так не делать невежливо. В итоге все поняли свою неправоту, учащийся с девиантным поведением какое-то время отстранялся от образовательного процесса, но потом его состояние нормализовалось.
На уроке окружающего мира проходили стороны света, учились пользоваться компасом и определять стороны света по нему. На уроке был использован как бумажный компас, так и электронный. Чтобы учащемуся, которого я сопровождала на уроке, было проще разобраться с тем, как работает компас, я продемонстрировала ему компас на своих часах, мы вместе нашли север и все остальные стороны света, повернули наш бумажный компас в верное положение относительно сторон света. Моя помощь и сопричастность к данной работе замотивировали ребёнка на образовательную деятельность, поскольку из-за того, что речевой барьер часто выступает для него причиной неудач и невозможности участвовать в образовательной деятельности полноценно, ему не хватает стимула для учебной деятельности.
На уроке литературного чтения я познакомилась с книгой, которую читает ребёнок в течение определённого времени. Дело в том, что педагог организовал среди учащихся класса читательский марафон, так как детям-билингвам особенно важно отрабатывать навык чтения и работы с текстом, это также поможет обогатить их словарный запас и расширить языковую картину мира. Учащиеся сообщают преподавателю о количестве прочитанных страниц за день, педагог вносит эти данные в специальную таблицу, и дети соревнуются между собой. Такой приём мотивации тоже можно взять на заметку. Ученик, которого я сопровождала сегодня, уже закончил читать книгу «Истории старого дерева», это книга-комикс.
Также на уроке литературного чтения с детьми-билингвами был произведён разбор значения непонятного для них словосочетания «Комические ситуации» с привлечением опыта детей.
28 марта, 2024 год.