Найти тему
АиФ-Омск

Время выбора. Как ты поступишь перед лицом смертельной опасности?

Оглавление
   Ещё полгода назад это был только эскиз.
Ещё полгода назад это был только эскиз.

Омский ТЮЗ опять пригласил зрителей на премьеру – на этот раз спектакль «случился» благодаря осенней Лаборатории для детей и подростков «Своя территория». Она проходила в ТЮЗе, и там показали эскизы пьес для подростков, написанные современными драматургами.

Интересно, что пьесы авторы создавали в сотворчестве со школьниками, и омский ТЮЗ там представил «Лисьи огни» (16+). Пьесу написала Влада Ольховская из Могилёва, режиссёром выступил Александр Черепанов из Челябинска. Тогда, на Лаборатории, именно «Лисьи огни» были названы лучшей пьесой, а коллектив артистов ТЮЗа – лучшим актёрским ансамблем.

В трёх театрах

И сразу же пьеса «Лисьи огни» оказалась востребованной: в начале апреля она будет идти (правда, на закрытых показах для подростков) в Камчатском театре драмы и комедии, а в конце апреля выйдет в Великолукском драмтеатре, там даже конкурс костюмов объявили.

   Психолог верит, что эти подростки ещё не совсем потеряны для общества. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова
Психолог верит, что эти подростки ещё не совсем потеряны для общества. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

Но омичи (всё же наша Лаборатория) смогли раньше – премьера у нас состоялась 28 марта. Тот же актёрский состав, тот же режиссёр, на премьере – и автор пьесы, и её соавторы.

Перед зрителем разворачивается интересная картина, начинающаяся с водителя автобуса. Во-первых, это... женщина, Лидия Андреевна (Анастасия Шевелёва). Во-вторых, она, кажется, заранее недолюбливает своих пассажиров, хотя сама недалеко от них ушла – эдакая разбитная бабёнка, которая в карман за словом не полезет: судя по манерам, пригвоздить может и не совсем цензурным словом, и не важно, что перед ней дети.

Психолог (Виталий Сосой) одёргивает водителя: «Лидия Андреевна, они не преступники, они просто дети, нуждающиеся в помощи!» На что слышит: «Да, я прям вижу, что в доброте они с младенцами конкурировать могут. Вы их священнику показывать пробовали?»

   Вот такой водитель попался "деткам". Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова
Вот такой водитель попался "деткам". Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

«Мой персонаж, хотя и резкий, но добрый человек, она знает, что делают эти ребята, и они ей не нравятся», - говорит Анастасия Шевелёва.

Пауки в банке

В салоне автобуса (на сцене ТЮЗа этот салон символичен: прозрачный куб, что сразу наводит на ассоциацию с пауками в банке) и вправду дети. Но дети не совсем обычные – это те, кто травит в школе других. Их шестеро: Рита (Таисия Галочкина), Марат (Михаил Климов), Лера (Галина Волокитина), Макс (Кирилл Соколовский), Антон (Иван Павлов) и Паук (Алёна Озаровская): поначалу непонятно даже, девочка это или мальчик, но в итоге всё же выясняется, что девочка.

   Всех героев объединяет "лисья" тема. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова
Всех героев объединяет "лисья" тема. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

Внешне совсем непохожие (от яркой королевы школы до многослойно одетого и прячущегося под капюшоном Паука, а также строгого Психолога и приблатнённой водителя), волею режиссёра все герои имеют одну характерную цветовую гамму: рыжую, лисью.

Раз «Лисьи огни», то и программка решена в оранжевом цвете, и костюмы героев, и даже грим; он не просто рыжий, он ещё и флуоресцентный, видимый в темноте.

   По Пауку сразу и непонятно, парень это или девушка. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова
По Пауку сразу и непонятно, парень это или девушка. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

«Когда мы с артистами читали пьесу, у нас возникло ощущение аниме, и поэтому такая стилистика анемешная, - рассказал режиссёр. – И два музыкальных трека из популярного аниме-сериала «Тетрадь смерти». Это всё отсылочки, определённый смысловой пласт для зрителя».

Итак, каждый из подростков в салоне автобуса «отличился» в травле, но если один «просто» избивал, то второй ещё и снимал на видео, третий «влезал в голову» и хитростью заставлял делать неблаговидные поступки, четвёртый обнародовал чужую переписку... и каждый из них уверен, что поступал правильно – ведь так он пытался учить жизни лузеров.

   Смогут ли ребята выбрать жертву? Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова
Смогут ли ребята выбрать жертву? Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

Сейчас же всех их собрали в одну «банку», чтобы отвезти на загородный тренинг – психолог пытается с помощью своих методик разбудить в буллерах что-то человеческое. Однако по дороге вдруг начинает происходить нечто иррациональное, и перед лицом неведомой опасности подростки рассказывают, почему они стали деспотами по отношению к другим.

Однако объяснение их поведения отнюдь не означает, что они прощены: неведомая Лиса требует жертву. Выбрать надо одного из них. Смогут ли это сделать дети?

Станут добрее?

Финал в пьесе, как и в спектакле, открытый – исправятся ли подростки или забудут всё произошедшее с ними и вновь начнут травить других?

   Сценическое решение автобуса - прозрачная сфера. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова
Сценическое решение автобуса - прозрачная сфера. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

«Мы с этим остаёмся и уходим с ним, каждый сам для себя должен решить, что будет. Мне очень нравится, что финал открытый, не надо ставить точку и говорить, что это белое, а это чёрное, точнее, в нашем случае рыжее», - говорит режиссёр Александр Черепанов.

16+