Найти тему
ПоУшиВКино

“Титаник” Альфреда Хичкока даже не покинул пристани: как закрылся его проект

Оглавление

Несмотря на то, что Альфред Хичкок поставил более 50 фильмов, в их число входит и несколько недооценённых жемчужин (“Верёвка” (1948), “Диверсант” (1942), “Завороженный” (1945), “Незнакомцы в поезде” (1951), все амбиции ему не удалось реализовать. Альфред Хичкок хотел, чтобы его первый американский проект был о лайнере “Титаник” – он планировал создать эпический романтический фильм-катастрофу о его гибели.

Оказывается, задолго до того, как Джеймс Кэмерон экранизировал историю гибели лайнера в 1997 году, которая впоследствии вошла в список самых кассовых фильмов всех времён (общие сборы в мире равны 2 264 743 305 долларов) и получила 11 премий Oscar (из 14), включая и "Лучший фильм", Хичкок планировал стать режиссёром эпопеи о “Титанике”.

Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock)
Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock)

Как начиналась подготовка к производству

В конечном итоге Альфред Хичкок стал одним из самых успешных режиссёров в истории американского кинематографа, но начинал он свою карьеру, производя фильмы исключительно в Англии. Не все его ранние проекты, такие как жестокий триллер "Саботаж" (1936, Sabotage), вошли в число его лучших работ, тем не менее, они позволили Хичкоку наработать навык рассказчика и поэкспериментировать с новыми технологиями.

Он работал до изнеможения, потому что очень стремился переехать в Соединённые Штаты Америки. Там он рассчитывал получать бόльшие бюджеты, нежели в Англии, для реализации своих амбициозных проектов.

Альфред Хичкок прибыл в Нью-Йорк в начале июня 1938 года с отчётливым намерением завести здесь полезные связи. Благодаря его талантам, ему удалось привлечь к себе внимание продюсера Selznick International Pictures Дэвида Селзника (David O. Selznick), который был убеждён, что гениальные триллеры англичанина понравятся широкой американской аудитории. Их первая встреча состоялась в Голливуде 15 июня. Важно отметить, что Хичкок дважды встречался и с Сэмом Голдвином (Sam Goldwyn), продюсером и создателем киностудий United Artists и Metro-Goldwyn-Mayer, во время своего визита в США.

2 июля 1938 года Дэвид Селзник представил Хичкоку предварительное предложение о сотрудничестве. Условия были хуже, чем те, которые ожидал режиссёр, но Майрон Селзник, брат Дэвида и агент по подбору талантов, убедил, что это будет лучшее предложение, чем сможет сделать Сэм Голдвин. Хичкок согласился.

Дэвид Селзник и Альфред Хичкок
Дэвид Селзник и Альфред Хичкок

Позже в июле же Дэвид Селзник официально объявил, что подписал контракт с Альфредом Хичкоком, а в New York Times появилось интервью, в котором режиссёр рассказал о своих планах создать фильм о катастрофе с "Титаником".

В сентябре 1938 года газета Variety объявила, что съёмки фильма "Титаник" начнутся в январе 1939 года под покровительством Selznick International Pictures, а следом он возьмётся за постановку триллера “Ребекка”.

После многочисленных спекуляций прессы о том, что первым американским фильмом Хичкока будет "Титаник", Дэвид Селзник официально объявил в ноябре 1938 года, что это будет всё же экранизация романа "Ребекка" Дафны Дюморье (Daphne Du Maurier).

В итоге проект Хичкока о гибели лайнера был закрыт

Чтобы фильм получился действительно масштабным, Селзник даже планировал приобрести эсминец "Левиафан", чтобы потопить его по-настоящему.

Газеты регулярно сообщали, кто именно станет сценаристом – то было сказано, что приглашали Майкла Фостера и Уинстона Миллера, то всплывала информация, что предложение поступило британскому писателю Ричарду Блейкеру, чтобы сочинил центральную историю, то говорили, что Хичкок надеялся привлечь драматурга Дж. Б. Пристли к работе над сценарием, потому что с ним он ранее работал над триллером "Таверна “Ямайка" (1939, Jamaica Inn), в котором он дорабатывал дополнительные диалоги.

Альфред Хичкок на главную роль пригласил Полетт Годдар (Paulette Goddard), звезду фильмов Чарли Чаплина: "Новые времена" (1936, Modern Times) и позднее – "Великий диктатор" (1940, The Great Dictator).

Несмотря на производственный энтузиазм английского режиссёра и продюсера по поводу исходного материала, фильм "Титаник" утонул в логистических проблемах.

Создание фильма о сравнительно недавней судоходной катастрофе вызвало негативную реакцию со стороны британской судоходной компании Cunard-White Star Line, которая была обеспокоена, каким образом в фильме преподнесут это трагическое событие. Представители компании подали официальную жалобу в Государственный департамент в Вашингтоне в связи с намерениями кинематографистов превратить катастрофу в развлекательный сюжет, и не дискредитирует ли их художественная история надёжность их кораблей.

Лайнер "Титаник"
Лайнер "Титаник"

Селзник поддержал Хичкока во время нападок представителей Cunard-White Star Line, а режиссёр тем временем сообразил, что в историю необходимо добавить интриги, поскольку аудитория уже знала, чем всё закончится. Учитывая, насколько широко были распространены истории о "Титанике", Хичкоку пришлось бы приложить серьёзные усилия, чтобы заинтересовать аудиторию адекватным вымыслом, хорошо соединяющимся с реальными фактами.

Важно было и то, что во время работы над проектом "Титаник" у Селзника производился ещё один его продюсерский проект – "Унесённые ветром". Так что в производстве было сразу две исторические масштабные эпопеи. История с лайнером, основанная на событии начала XX века – 1912 год, и история любви в декорациях американского юга в 1860е гг.

Но нельзя получить всё сразу. Хотя проект "Титаник" потерпел неудачу, амбиции Селзника были впоследствии удовлетворены "Унесёнными ветром". Это стало пиком его карьеры, успех, который он хотел потом повторить. Романтическая эпопея 1939 года "Унесённые ветром" (Gone With the Wind) получила премию "Оскар" в категории “Лучший фильм” и стала самым кассовым фильмом всех времён, сместив с пьедестала драму "Рождение нации" (1915, The Birth of a Nation), которая удерживала первенство двадцать четыре года (при бюджете в сто тысяч долларов драма собрала в прокате десять миллионов).

Дэвид Селзник и Вивьен ли на церемонии "Оскар" в феврале 1940 года
Дэвид Селзник и Вивьен ли на церемонии "Оскар" в феврале 1940 года

По мере того как Хичкок неуклонно разочаровывался в идее исторически обоснованного фильма-катастрофы, между ним и Селзником росло напряжение. Продюсер представлял себе фильм, который больше напоминал бы сюжетную линию какого-нибудь романа Дафны Дюморье, которую Хичкок, по сути, проигнорировал.

Интерес к "Титанику" всё угасал, Хичкок и Селзник вместо этого решили сосредоточить свои усилия действительно на Дюморье – экранизировать знаменитый роман писательницы "Ребекка". И в итоге триллер "Ребекка" официально стал первой американской постановкой Альфреда Хичкока, он получил премию "Оскар" в категории “Лучший фильм”.

По поводу стиля фильма мнения режиссёра и продюсера сильно расходились – Селзнику не нравилось, что Хичкок абсолютно на свой лад интерпретировал роман, но всё же успех "Ребекки" доказал заслуги Хичкока перед Selznick International Pictures, обеспечив ему значительное место здесь в течение последующих десятилетий.

Да, ставки относительно "Титаника" были высокие, они основывались на таланте Альфреда Хичкока и на значительном влиянии Селзника как продюсера, так что ожидалось, что история о лайнере станет одним из самых амбициозных голливудских проектов в своей эпохе, но стала историей провала.

Позже Хичкок шутил, что его фильм начинался с чрезвычайно крупного плана бортовой заклёпки, от которой камера медленно отплывала назад. Через два часа, наконец, показывался весь лайнер, за которым сразу же следовала надпись "КОНЕЦ".

"Спасательная шлюпка" (Lifeboat)

-5

Хотя Хичкок так и не вернулся к истории "Титаника", в конечном итоге он снял совершенно другой приключенческий триллер на воде. Его фильм о выживании "Спасательная шлюпка" (Lifeboat) 1944 года рассказывает о группе британских и американских гражданских лиц, оказавшихся в ловушке на небольшом плоту после того, как их корабль был атакован немецкой подводной лодкой. Хотя "Спасательная шлюпка" и не основана непосредственно на реальной истории, как "Титаник", она была вдохновлена нескончаемыми конфликтами, порождёнными Второй мировой войной. Хотя "Спасательная шлюпка" и не была такой грандиозной, как фильм "Титаник", она успешно объединила элементы катастрофы с сильным подтекстом, отсылающим к человеческой морали.

“Титаник” Джеймса Кэмерона – самый знаменитый фильм о лайнере

Голливуд всегда был очарован историей коробля-утопленника. В 1933 году вышла драма "Кавалькада" (Cavalcade), отображающая несколько ключевых событий в истории Великобритании, включая и гибель "Титаника". В 1934 году эта драма завоевала три статуэтки Oscar: фильм года, режиссёр и работа художника.

Фильм 1953 года "Титаник" с Барбарой Стэнвик и Клифтоном Уэббом в главных ролях также стал успешным, получив премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий, как и британская документальная драма 1958 года "Гибель “Титаника" (A Night to Remember), получившая “Золотой глобус” в категории “Лучший иностранный фильм на английском языке”. Фильм 1964 года "Непотопляемая Молли Браун" (The Unsinkable Molly Brown), основанный на рассказах одной из выживших на "Титанике", стал феноменом, превратившим актрису Дебби Рейнольдс в легенду.

"Титаник" (1997). Джек (Леонардо Ди Каприо) и Роуз (Кейт Уинслет)
"Титаник" (1997). Джек (Леонардо Ди Каприо) и Роуз (Кейт Уинслет)

Но, в конечном счёте, все фильмы о "Титанике" померкли по сравнению с шедевром Джеймса Кэмерона 1997 года, который стал самым кассовым фильмом всех времён и побил рекорд по количеству побед на "Оскаре". Хотя во многом успех фильма можно приписать его новаторским визуальным эффектам, "Титаник" Кэмерона достиг того, чего не смог реализовать Хичкок. Несмотря на то, что зрители смотрели фильм, понимая, что корабль пойдёт ко дну, незамысловатая линия с историей любви между Джеком и Роуз, трогательно сыгранная Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, сотворила дополнительное чудо, подселив фильм в зрительские сердца.