В 2023 году уровень мировых оптовых цен на кофе достиг максимума за последние 12 лет. В связи с этим кофейные зерна в России подорожали за год на 15% , а средняя стоимость напитка в заведениях общепита выросла на 11%. А какие изменения на рынке кофе ожидаются в 2024 году?
Продолжится ли рост цен на сырье
Прогнозы повышения цен на кофейное зерно в 2023 году оказались верными. Кофе стал дороже в среднем на 15%. Причина — неблагоприятные климатические условия: засуха в Бразилии и ливни в Индонезии. На подорожание робусты, наиболее доступного сорта, повлиял еще и кризис в Красном море (именно через него в Европу доставляют кофе из Вьетнама ). Плюс к этому — колебания курса валюты и логистические проблемы.
Прогнозы на 2024-й разнятся. Некоторые эксперты считают, что увеличения стоимости кофе хотя бы в первой половине года ожидать не стоит. И по итогам первых двух месяцев 2024-го ситуация с оптовыми ценами на кофе дейтсвительно стабильна.
Однако часть отечественных производителей и дистрибьюторов уже анонсировали повышение цен еще на 15%. Причем не только на зерно — сиропы, молоко и добавки также могут вырасти в цене. Все зависит от дальнейших изменений курса валюты и геополитических событий.
ПОка санкции не оказывают сильного воздействия на отрасль. В Россию кофе ввозится преимущественно из Бразилии, Вьетнама, Индии и Колумбии. Ни одна из этих страгн не отказала РФ в продаже или отгрузке зерен. Более того, государства, принявшие санкции, не препятствуют транзиту через свою территорию. Это помогает избежать валютных рисков, дополнительных проблем с логистикой и поставщиками.
Будет ли дефицит кофе
Зерновой кофе находится в дефиците последние три года, и, вероятно, тенденция сохранится. Из-за тех же климатических проблем поставки не успевают за растущим спросом по всему миру. Сейчас в дефиците и арабика, и робуста, цены выросли на оба сорта. Однако робуста остается значительно дешевле арабики, поэтому многие российские производители кофейных смесей переходят на более доступный вариант. Если раньше доля робусты в блендах составляло 20%, то сейчас это 40–70%. Это позволяет сдерживать или уменьшать конечную стоимость продукта. Тем более, что за последние годы производители робусты значительно улучшили ее качество и вкус.
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»