Найти в Дзене

Станция отправления - Архангельск. Куда можно было уехать в разные годы

Со времен Михаила Васильевича Ломоносова путешествия с территории современной Архангельской области представляют определенный интерес. Вдруг не пешком, а на поезде выберется из региона какой-нибудь новый будущий великий ученый. Но несмотря на относительную близость к столице даже самого Архангельска - это же все-таки ближе, чем та же Сибирь, до сих пор с транспортным обеспечением здесь не всё гладко. Вот сегодня я и предлагаю вам сравнить в очередной раз три года - 1987, 2004 и 2024, чтобы понять, куда ходили прямые поезда и беспересадочные вагоны из этого города. Кстати, тут поражает даже вокзал. Если его еще не облагородили, то дл ж/д это нонсенс какой-то:

Вокзал в Архангельске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Архангельске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вообще-то Архангельск - это город на Северной Двине, но считается портом Белого моря. Морским. Именно здесь давным-давно подняли российский триколор. И именно отсюда уходили на исследование Арктики многочисленные русские экспедиции.

Порт Архангельска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Порт Архангельска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Соловецкий монастырь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Соловецкий монастырь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот железнодорожная ветка после моста через Северную Двину:

Ветка после моста, Фото из открытых источников
Ветка после моста, Фото из открытых источников

А вот и сам мост:

Мост через Северную Двину. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост через Северную Двину. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше после отправления вот такие пейзажи:

Архангельская область. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Архангельская область. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот уже участок немного южнее танкодрома. Объект обозначен на Google Earth, но ни одного фото собственно танкодрома я не нашел.

Ветка южнее танкодрома. Фото Google.Earth
Ветка южнее танкодрома. Фото Google.Earth

Там и названия станций достаточно интересные. Например, есть Тундра. есть Ломовое, Ну и Холмогорская, конечно. Холмогорская - название-то какое! Поставит в тупик любого иностранного шпиона в его попытке перевести это на английский, например. Hills-mountains. Так Hills или Mountans?

А вот и церковь в Обозерском:

Обозерский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Обозерский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Судя по тому, что я вижу на дальнем плане - тут уже есть электричество. На железной дороге, в смысле. А далее кроме Обозерского будут еще Летнеозерский, Великоозерский, Кухтоозерский. Ну и знаменитый Плесецк, конечно. В общем, как-нибудь мы доберемся до маршрута фирменного "Поморья" и все это исследуем подробно.

А сейчас начнем с 1987 года. Из Архангельска были прямые поезда до городов:

  • Адлер - № 379/380. Шел он на юг через Вологду, Воскресенск, Воронеж и Ростов-на-Дону. И занимала поездка на курорт 59 часов 08 минут. И вот написал про поезд Архангельск - Адлер, и мне сразу же вспомнился санаторий "Рыбак Заполярья", что был уже на окраине Адлера перед Кудепстой. Удивительно, но я не смог найти хорошего фото этого объекта. Вроде как он теперь принадлежит ЦБ;
  • Котлас - № 171/172. Ну тут у меня два варианта. Либо это был такой чисто региональный поезд, либо его основной целью было хотя бы немного доставить людей поближе к цивилизации, а дальше выбирайтесь уже кто как может. Если честно, то я вот прямо очень сомневаюсь, что кому-то массово нужно было из Архангельска в Котлас. Но поезд такой был и ходил ежедневно. Время в пути без пяти минут 19 часов;
  • Ленинград. Ехал я как-то в Москву. И в одном купе со мной ехал молодой человек, которому в Москве нужно было пересесть на поезд до Архангельска. на мой вопрос о том, почему он не поехал прямым, он сказал, что это ужас медленный и ужас ужасный. 26 часов 44 минут шел поезд в 1987 году. Естественно через Вологду и Волховстрой;
  • Львов - № 557/558. Время в пути до этого города на западе Украины составляло почти 55 часов. Проходил он при этом через Вологду, Александров, Брянск, Киев.
  • Москва. В столицу ходило аж два поезда. Причем № 15 с каким-то ужасным временем прибытия на Ярославский вокзал - 00:33. Время в пути от 22-28 часов.
Архангельск-Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Архангельск-Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
  • Новороссийск. Всё-таки делом чести для любого города было доставить своих жителей к морю. Новороссийск - это, конечно, не очень курортное место, но отсюда можно было уже рассредоточиться по побережью. № 379/380. Время в пути 53,5 часа.

Беспересадочные вагоны шли до Мурманска и Кисловодска.

В 2004 году общий список направлений в целом похож. В нем присутствовали:

  • Адлер. И даже не один, а два поезда;
  • Анапа. Появился еще один курортный город;
  • Евпатория. И еще один курортный город;
  • Карпогоры. местный состав с общей продолжительностью маршрута 7 часов;
  • Котлас. Причем время поездки осталось почти тем же. было 18:55, а стало 18:50;
  • Москва. 4 разных поезда по разным графикам. В пути они были 21-23 часа. Причем "Поморье" был самым медленным из них;
Поморье в раскраске 2000-х гг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поморье в раскраске 2000-х гг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Поморье". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Поморье". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
  • Новороссийск. Всё тот же путь к морю длиной более 2 суток 4 часов;
  • Онега. Еще один местный поезд;
  • Пукса. И еще один местный. У двух последних время в пути 6-8 часов;
  • Санкт-Петербург. Время еще сократили до 25 часов 25 минут. Ехать через Москву было ну точно не быстрее.

Беспересадочные вагоны ходили до Минеральных Вод и Ставрополя на юге, а также до Сыктывкара и Мурманска - на севере. Но в целом всё без особенных изменений.

В 2024 году та же география выглядит так:

  • Адлер. Это направление было во всех трех списках; Время в пути всё также более 50 часов;
  • Анапа. Как и в случае с Адлером время более 50 часов;
  • Карпогоры. Это направление сохранилось с 2004 года;
  • Котлас. Это направление не только сохранилось, но его и продлили до станции Микунь (по дням);
  • Москва. И вот в 2024 году этот поезд обозначен как фирменный "Поморье". В пути до столицы 22 часа. Утром сел - утром вышел. Там есть и еще один поезд. Он не фирменный, но прямо вот очень быстрый - менее 18 часов. А есть и вечерний - он в пути около 20 часов. Причем есть поезда, прибывающие на Белорусский вокзал;
  • Новороссийск. И тоже более 50 часов до этого города на юге;
  • Обозерская. Совсем короткий маршрут у этого поезда - менее 3-х часов;
  • Санкт-Петербург. Теперь на "девятке" до города на Неве можно домчать даже быстрее, чем за сутки. Правда, всего на 5 минут быстрее;
  • Смоленск. А вот его раньше в сетке не было.

Беспересадочных вагонов я не нашел вообще.

В общем, если резюмировать, то все поезда делятся на три группы:

  • в две столицы;
  • на юг;
  • местные (с широким спектром расстояний).

Ни на Урал, ни тем более в Сибирь поездов не было. Вот и складывается ощущение, что поезда из этих мест по-прежнему выполняют роль обозов, доставляющих будущих Ломоносовых в центральную часть страны.

Кстати, тут по относительно сносным ценам билеты. Например, сегодня в марте билет на 25 июня до Москвы обойдется в 3,3 тыс. руб. при поездке на нижней полке, 4,6 - на верхней, 3,6 - в плацкарте. Там, видимо, потому и ходит всего один плацкартный вагон, что при такой разнице в цене никто не выберет плацкарт. Кстати, после революции в Архангельске были в ходу собственные деньги. Они назывались "моржовки". А их курс определялся по английскому фунту.

Спасибо, что читаете! До встречи!

P.S. Все публикации про поезда вот в этой подборке:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен

Статьи про фирменные поезда можно почитать по ссылке ниже:

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен