Найти тему

Гендиректор аэропорта Сургута рассказал, какой должна быть воздушная гавань

   Гендиректор аэропорта Сургута рассказал, какой должна быть воздушная гавань
Гендиректор аэропорта Сургута рассказал, какой должна быть воздушная гавань

Более двух миллионов человек – 2 147 448 пассажиров – обслужил аэропорт Сургута в 2023 году. Это почти в полтора раза больше, чем численность населения Югры в целом. И в три раза – чем пропускная мощность международной воздушной гавани. По утрам – в часы пик – в накопителе тесно. Но расширять пространство – не единственный способ исправить ситуацию, хотя и вопрос реконструкции аэровокзала сейчас вновь активно обсуждается. Более того, уже предпринимаются действия, чтобы это случилось. Вот только есть ли смысл строить огромный комплекс? Об этом накануне тридцатилетнего юбилея АО «Аэропорт Сургут» журналист «Сургутской трибуны» поговорил с руководителем компании Евгением Дьячковым.

Любые затраты должны быть оптимальны

– Евгений Вячеславович, судя по прошлогодней статистике, ваши показатели по количеству обслуженных пассажиров выросли еще на 11 процентов... Уже сомневаюсь – хорошо ли это? Как справляетесь?

– Авиаперелеты уже давно не экзотика, а жизненная необходимость. Сейчас мало кто приезжает в аэропорт на самолеты посмотреть. Аэропорты становятся по своей сути автобусной остановкой или станцией метро. И по своей уже обыденности, и по функционалу: доехал, зашел, сел в самолет, улетел. Вы зайдите в аэровокзал в середине дня – там пусто. Пропускная способность аэровокзала составляет 650 пассажиров в час: 400 по внутренним авиарейсам и 150 по международным. Да, несколько дней в году, несколько часов в сутки пропускная способность у нас превышена. В том, что требуется реконструкции, никто не сомневается. И уже идут консультации именно по механизму финансирования, по объему. Но есть определенные моменты, которые требуют еще уточнения.

– В какой части?

– Любые затраты должны быть оптимальны. Думаю, такую мою позицию поддержат многие. Нельзя делать чрезмерных вложений, если в них нет необходимости. Потому что они автоматически перейдут на жителя города.

Аэропорт – социальное предприятие

– Ну да... Если брать в расчет еще и затраты на содержание помещения гораздо большей площади.

– И на содержание, и в целом на строительство. Компенсировать эти затраты можно только возвратом через услуги авиакомпаний. А где будет их брать авиакомпания, в свою очередь? Ответ простой: с пассажира. То есть авиаперелеты подорожают. Надо ли это людям? Вряд ли.

– Да уж, как-то сразу и не думаешь об обратной стороне медали... Но, с другой стороны, это же недополученные доходы аэропорта.

– Да, это так. Понятно, что чем дольше человек находится в аэропорту, тем больше шансов, что он потратит свои деньги. Если есть где их тратить: кафе, магазины и прочее. Но я считаю, что аэропорт – это не ТРЦ. Это не столько коммерческое, сколько социальное предприятие. Коммерциализация может вызвать такие социальные последствия, которые будут несоизмеримы с теми прибылями, которые ты получил. Если аэропорты будут гнаться за прибылью, а какая-то категория населения вдруг потеряет возможность транспортной доступности, это совсем не хорошо. Поэтому здесь надо искать разумный оптимум.

-2

Зашел, прошел, полетел

– Каким, на ваш взгляд, должен быть современный аэровокзал? В том числе в Сургуте?

– Это должен быть не культурно-развлекательный центр – с магазинами, кафе, с огромными площадями. Это станция метро. Сейчас все технологии сосредоточены на том, чтобы уменьшить время нахождения пассажира в аэровокзале. Да и ритм жизни. Никто же не приезжает сейчас в аэропорт за два часа до начала регистрации, если только не добирается из другого города. Все прибегают в последнюю секунду и стараются пройти все процедуры как можно быстрее, благо – электронные билет и регистрация это позволяют.

Может быть, уже в недалеком будущем, время от выхода из автобуса или такси до собственно вылета будет составлять минут 15. Сейчас для этого сделано уже очень много: электронная регистрация, оформление багажа через стойки дропов. Осталось оптимизировать процедуру досмотра.

– Сургутский аэропорт уже работает в этом направлении?

– Этот вопрос зависит не от аэропортов, а от регулятора. Уже есть технологии, которые позволяют проводить и ускоренный досмотр: система распознавания лиц вместо листания бумажного паспорта на пунктах досмотра, спектральный анализ багажа вместо его просветки в рентгеноскоп. То есть технологически это возможно, осталось узаконить. Тем более что такое ускорение пассажиропотока выгодно и авиакомпаниям.

– А им-то в чем?

– Ну как в чем? Самолет, стоящий на земле, им приносит убыток. Он приносит деньги, когда летит. Конечно, таких темпов, как в метро, у нас не будет: наземное обслуживание между рейсами самолетам необходимо. Но на него будет уходить менее часа.

– Какая задача стоит перед аэропортом Сургута на ближайшую пятилетку?

– Обеспечивать транспортную доступность населения Ханты-Мансийского автономного округа, в частности города Сургута. А как это будет достигаться? Исходя из тех реальных условий, которые складываются.

– И какие сейчас тенденции? Давайте вернемся к началу разговора...

– Пока идем по пессимистичному сценарию исследования, которое проводила Люфтганза консалтинг 12 лет назад. Тенденция роста есть. Примерно к 2035 году можем выйти на показатель 2,5 миллиона пассажиров в год. Но безграничного, бешеного роста не будет. И даже изменения в ценовой политике российских курортов, чем мы сейчас объясняем рост пассажирских авиаперевозок, на это значительно уже не повлияют. Во-первых, эта стоимость не будет снижаться бесконечно. Во вторых – численность населения, путешествующего населения – вряд ли существенно изменится. Любой рынок имеет предел.

Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/gendirektor_aeroporta_surguta_rasskazal_kakoy_dolzhna_byt_vozdushnaya_gavan/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц