Очень важно отделять длительное расстройство горя от депрессии и посттравматического стресса, да, есть сходные симптомы, но это совершенно отдельные заболевания. Продолжаем наш разговор о горевании.
Есть небольшая группа людей, у которых риск развития длительного расстройства горя больше, чем у других. Мы поговорим об этом несколько позже. На самом деле длительное расстройство горя может привести к различным медицинским проблемам, связанным с кровеносной и иммунной системами, вплоть до инвалидности. Поэтому на это обязательно надо обращать внимание: если горевание затянулось больше года, то обращаемся сразу к медикам.
Сейчас проводится довольно много исследований, посвящённых этому расстройству, и выявили несколько факторов, которые усложняют процесс переживания горя. Например, если вы были очень зависимы от человека, который только что ушёл, или если вы были очень зависимы от рабочего места и рабочей обстановки или группы: коллектив, церковь, нация, футбольный клуб… что угодно.
Зависимость от практических или эмоциональных потребностей предрасполагает к гораздо более длительному периоду скорби. Если ваш мир вращался вокруг этих вещей, то пережить потерю может быть очень трудно, потому что в этом есть угроза. И тогда возникает классический набор реакций: беги, бей, замри, сдавайся.
✅ Эти четыре действия являются типичными реакциями на крайние потери, потому что они воспринимаются как угроза. Некоторым людям трудно запомнить положительные черты или аспекты потери, и поэтому у них развивается негативная аффективность, потому что они не могут вспомнить положительные моменты и склонны придавать чрезмерное значение негативным вещам.
Негативное поведение, негативные черты характера, несправедливость, дискриминационное поведение, неудачи, поражения. И поэтому, когда они зацикливаются на этом, у них развивается гнев и зависть. Таким образом, это усиливает негативную эмоциональность, создаёт токсичную среду, в которой горе не может быть должным образом обработано.
Если скорбящий человек имеет дело с многочисленными потерями, слабой социальной поддержкой, испытывает сильный стресс в своей жизни или имеет в анамнезе травму или психические расстройства — это тоже факторы риска.
И здесь начинает вырисовываться связь с нарциссизмом, потому что это очень хорошее описание детства нарцисса. Многочисленные потери, слабая социальная поддержка, сильный стресс, травма в прошлом. Всё это факторы риска.
Горе также усугубляется хроническим избеганием мыслей о потере, каким-то образом отрицая это, отказываясь думать об этом, застревая в цикле размышлений, спрашивая, почему это случилось со мной? Мне интересно, мог ли я поступить как-то по-другому? Осуждая себя, внутренний критик, садистское Суперэго берёт верх и превращает скорбящего человека в жертву внутренних процессов.
Скорбящий человек испытывает негативные эмоции, связанные с самим собой. Они как бы берут на себя ответственность, чувствуют вину и стыд за потерю, что является крайней формой аутопластической защиты.
✅ Разговор ещё продолжим. Может показаться немного занудным, но для тех, кто разберётся в этой теме, станет многое понятно не только в понимании горя, но здесь вскрывается целый пласт общественной жизни и многих личностных изменений.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов