Одна из лучших и красивейших дорог федерального значения в России, которые я видел - Чуйский тракт. Может быть она не самая широкая, но очень качественная и, пожалуй, живописнейшая из виденных мной. У Чуйского тракта, кстати богатая история - на его месте долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.
В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями — бомами. При их проезде возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи, однако долгое время русские дальше своего крайнего поселения, села Алтайское, не ездили.
Cтроительство самого Чуйского тракта началось летом 1901 года под руководством инженера И. И. Биля. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Во время длинной истории её строительства она не раз приходила в упадок, во время гражданской войны почти все мосты на ней были разрушены.
В 1932 году строительство автодороги объявляют всесоюзной ударной стройкой, и именно с этого момента Чуйский тракт начинает обретать сегодняшние свои очертания. Несмотря ни на что, 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Впоследствии Чуйский тракт постоянно совершенствовался, дорабатывался и ремонтировался. Сегодня Чуйский тракт обеспечивает надежную связь районов Республики Алтай с ее административным центром – Горно-Алтайском и другими регионами России. Это также путь, обеспечивающий торгово-экономическое сообщение Сибири с Монголией и Китаем.
И в тоже время Чуйский тракт занимает пятое из десяти мест в рейтинге красивейших дорог мира по версии международного журнала National Geographic. Оцените сами красоты осеннего Чуйского тракта: