Найти тему
Алексей Матвеев

Дороги Алтая. Чуйский тракт.

Одна из лучших и красивейших дорог федерального значения в России, которые я видел - Чуйский тракт. Может быть она не самая широкая, но очень качественная и, пожалуй, живописнейшая из виденных мной. У Чуйского тракта, кстати богатая история - на его месте долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

Чуйский тракт весьма извилист, но покрытие на нём прекрасное.
Чуйский тракт весьма извилист, но покрытие на нём прекрасное.

В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями — бомами. При их проезде возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи, однако долгое время русские дальше своего крайнего поселения, села Алтайское, не ездили.

Так выглядел Чуйский тракт больше ста лет назад
Так выглядел Чуйский тракт больше ста лет назад

Прокладывать трассу через горные перевалы было очень дорого и трудоёмко. Финансирование тоже было не очень
Прокладывать трассу через горные перевалы было очень дорого и трудоёмко. Финансирование тоже было не очень

Cтроительство самого Чуйского тракта началось летом 1901 года под руководством инженера И. И. Биля. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Во время длинной истории её строительства она не раз приходила в упадок, во время гражданской войны почти все мосты на ней были разрушены.

В 1932 году строительство автодороги объявляют всесоюзной ударной стройкой, и именно с этого момента Чуйский тракт начинает обретать сегодняшние свои очертания. Несмотря ни на что, 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Местами Чуйский тракт проходит прямо над красавицей Катунью.
Местами Чуйский тракт проходит прямо над красавицей Катунью.

Впоследствии Чуйский тракт постоянно совершенствовался, дорабатывался и ремонтировался. Сегодня Чуйский тракт обеспечивает надежную связь районов Республики Алтай с ее административным центром – Горно-Алтайском и другими регионами России. Это также путь, обеспечивающий торгово-экономическое сообщение Сибири с Монголией и Китаем.

И в тоже время Чуйский тракт занимает пятое из десяти мест в рейтинге красивейших дорог мира по версии международного журнала National Geographic. Оцените сами красоты осеннего Чуйского тракта:

Осенью Чуйский тракт наиболее живописен
Осенью Чуйский тракт наиболее живописен
На горных участках тракта пейзажи особенно радуют глаз
На горных участках тракта пейзажи особенно радуют глаз
Контрасты алтайской природы
Контрасты алтайской природы
Частенько тракт подходит к берегу Катуни
Частенько тракт подходит к берегу Катуни
Осенью воды Катуни становятся наиболее прозрачными и приобретают бирюзовые оттенки.
Осенью воды Катуни становятся наиболее прозрачными и приобретают бирюзовые оттенки.
Осенние лиственницы на Чуйском тракте загораются золотом на октябрьском солнце
Осенние лиственницы на Чуйском тракте загораются золотом на октябрьском солнце
Очень живописное место находится на слиянии двух рек - Чуи и Катуни.
Очень живописное место находится на слиянии двух рек - Чуи и Катуни.

Слева из-за облаков проступают контуры Северо-Чуйского хребта
Слева из-за облаков проступают контуры Северо-Чуйского хребта

Пейзажи Горного Алтая
Пейзажи Горного Алтая
Снежные вершины радуют глаз.
Снежные вершины радуют глаз.
Ранней осенью Катунь не так прозрачна, как поздней, но алтайские пейзажи всегда хороши. К сожалению, мест для остановки на Чуйском тракте не слишком много, но в некоторых из них невозможно не остановиться. Тем более, что такие виды открываются прямо с дороги.
Ранней осенью Катунь не так прозрачна, как поздней, но алтайские пейзажи всегда хороши. К сожалению, мест для остановки на Чуйском тракте не слишком много, но в некоторых из них невозможно не остановиться. Тем более, что такие виды открываются прямо с дороги.

Вид с перевала Чике-Таман (1460м).
Вид с перевала Чике-Таман (1460м).