Найти тему
Лига HR

Что такое кадровый профайлинг и как его применять

Как выстроить идеальную команду, где каждый сотрудник будет находиться на своем месте, раскрывая свой потенциал в полной мере? В помощь HR-специалистам есть множество инструментов. Один из них – кадровый профайлинг.

Вместе с экспертом разберемся, как правильно применять этот метод для создания успешной и эффективной команды и как оценить благонадежность кандидатов и сотрудников.

Наш эксперт:

Кристина Белякова, директор по развитию RedPad Games AG, адвайзер по бизнесу

Профайлинг – что это такое простыми словами

С понятием «психологического профиля» часто встречаются любители детективов. Создание «портрета» называется профайлингом. Но связана эта тема не только с криминалистами.

Профайлинг – это инструмент, который помогает глубоко и тщательно проанализировать человека. Проще говоря, вы выясняете, что им движет, как он себя ведет и почему, какой выбор делает в той или иной ситуации, какие у него предпочтения и цели. Сделать это помогают тесты, общение человека с психологом, анкеты и другие методы. Распространено мнение, что профайлинг – лженаука, однако не стоит пренебрегать наработками специалистов по этому вопросу при оценке поведения человека.

Виды профайлинга личности

Вы уже наверняка поняли, что профайлинг человека пригождается в массе сфер. В зависимости от целей и области использования профайлинг можно разделить на несколько видов.

Основные виды профайлинга:

  • Криминалистический (криминальный) профайлинг.

Психологический портрет преступника составляется после анализа места преступления и деталей его совершения. Такой портрет позволяет сократить круг подозреваемых.

  • Транспортный.

Определяются признаки того, что человек может совершить преступление на объектах транспортной инфраструктуры. Речь как про мелкое хулиганство, так и про теракты.

  • Банковский.

Банк стремится снизить риски, чтобы не потерять деньги, которые дал в кредит.

  • Страховой.

Страховщики выявляют мошенников, которые хотят обманом получить выплаты.

  • Гостиничный.

Профайлинг позволяет определить, кто из постояльцев опасен для окружающих или может совершить преступление.

  • Семейный.

Например, психолог работает над доверием в семье, определяет, насколько взаимны чувства или кто кого обманывает.

  • Аудит-профайлинг.

Аудиторские компании проверяют людей, с которыми работают.

  • Бизнес-профайлинг.

Опытные профайлеры сопровождают важные сделки и переговоры, чтобы проверить честность и серьезность партнеров.

  • Кадровый.

Специалисты оценивают действующего или потенциального сотрудника – насколько он компетентен, какие у него есть пагубные привычки и наклонности.

-2

Инструменты и методы профайлинга

Инструменты по составлению психологического портрета, например,  часто применяют в HR-сфере. В частности, чтобы принять окончательное решение о найме человека или переводе его на новую должность. Чаще всего речь идет о руководителях.

Про профайлинг в HR

В работе с кадрами профайлинг применяется постоянно: собеседования с соискателями, оценка эффективности конкретного сотрудника перед PR (Performance review).

Разные методы подразумевают, что человека будут оценивать по определенному набору характеристик. Многое зависит от методики и требований к конкретной должности. Чем четче эти требования, чем лучше HR и руководитель представляют себе идеального сотрудника, тем проще будет составить перечень критериев.

Собеседования

Собеседование – один из самых эффективных и популярных методов профайлинга. Он помогает оценить поведение человека, проверить, действительно ли он такой, каким представил себя в резюме, соответствует ли его опыт нуждам компании. В таких беседах часто используются и другие методы. Например, провокационные вопросы позволяют на основе реакций кандидата понять его склонность ко лжи.

«Если в ответ на неудобный вопрос человек бледнеет или краснеет, отводит взгляд в сторону, использует шаблонные фразы, значит, есть что скрывать», – поясняет Кристина Белякова.

Стрессовые собеседования – отдельный вид проверки на ряд должностей. Например, так оценивают ассистентов и маркетологов, менеджеров по продажам, риэлторов. Эти специалисты вынуждены выполнять множество задач одновременно и укладываться в дедлайны, много общаться с людьми и выполнять разноплановые задания.

«Во время стрессового собеседования я задаю сложные и не очень удобные вопросы, фиксируя невербальную и вербальную реакцию кандидата. Если вижу, что человек проявляет скрытую косвенную или явную агрессию, то отказываюсь от его кандидатуры», – поделилась опытом Кристина Белякова.

Анализ соцсетей

Мониторинг человека в социальных сетях хоть и косвенно, но тоже профайлинг. Он позволяет понять, насколько человек общителен, есть ли у него вредные привычки, бывает ли его поведение неадекватным. По фотографиям в соцсети в том числе вы можете узнать, что человек нередко выпивает, а также оценить, как он общается с другими людьми в повседневной жизни.

«Мы подбирали кандидата на должность бизнес-аналитика. На собеседовании он проявил себя блестяще, у него был прекрасный профессиональный опыт. Знакомство с его соцсетями поразило: он загружал странные картинки, а в постах использовал огромное количество мата. Мы пришли к выводу, что человек может повести себя неадекватно в рабочей ситуации, и это негативно отразится на компании либо коллективе. Приняли решение отказать», – приводит пример из личного опыта Кристина Белякова.

Творческое тестирование и оценка внешнего вида

Проверки резюме для многих профессий будет недостаточно. Особенно это касается творческих направлений – дизайнеров, арт-директоров, визажистов, актеров. На собеседовании, например, можно оценить внешний вид человека – как он себя проявляет (в необычной одежде, макияже, татуировках и т.д.). Также пригодятся инструменты творческого тестирования.

«На некоторые должности собеседование необходимо дополнять творческим заданием. Это касается, например, дизайнеров, иллюстраторов. Бывает так, что кандидаты на такие позиции предоставляют не свои работы. Творческое задание расставит все точки над i, поможет не ошибиться в выборе будущего сотрудника», – подчеркивает Кристина Белякова.
-3

Психотипы личности

В целом психотип – это характеристика, набор особенностей поведения, качеств человека, реакций на события. Такие классификации помогают найти нужного человека на определенную позицию. Психотипы, часто применяемые профайлерами, несколько отличаются от тех, про которые мы привыкли слышать (по Юнгу – интроверты, экстраверты и т.д.). Рассказываем про семь основных типов.

-4
-5
«HR-специалисту стоит изучить психотипы. Это помогает выстроить полное понимание, насколько позиция подходит человеку,  – уверена Кристина Белякова. – Если мне нужно закрыть вакансию, требующую от кандидата проактивной позиции – уметь разговаривать, без стеснений выступать на сцене, быть уверенным – то я из всех кандидатов выберу истероида. Этот психотип любит внимание, обладает высокими коммуникативными способностями. Чаще всего их отличает одежда ярких цветов, какие-то необычные аксессуары. Они отлично подходят на должности гендиректоров, менеджеров по продажам, риэлторов.
Если необходимы сотрудники креативные – на позиции дизайнеров, фотографов, актеров, иллюстраторов – то нужно отдавать предпочтение шизоидам.
Но нельзя целиком и полностью полагаться на какой-то определенный психотип, потому что чаще всего встречаются смешанные типажи».

Как использовать профайлинг в подборе персонала: пошаговая инструкция

Да, схема профайлинга будет зависеть от целей и конкретных требований. Но есть общие этапы проверки.

Этап 1. Формулировка базовой модели поведения.

Задаются простые вопросы: есть ли машина, собака. Специалист определяет, как человек использует жесты и мимику в спокойном состоянии. Это – база для дальнейших действий.

Этап 2. Более сложные вопросы и реакция на них.

Начинаются вопросы посложнее или в более острой форме. Например, кто помогал в прошлом проекте, не приходилось ли лгать на работе. Если появилась новая мимика, человек стал по-другому жестикулировать, возможно, он пытается соврать.

Этап 3. Уточнение деталей по острой теме и поведение.

Из прошлых вопросов выбирается самый проблемный и задается в новой формулировке. Например, просят уточнить детали. Если человек снова и еще сильнее отклоняется от базовой модели поведения, вероятно, он врет.

Этап 4. Повторная оценка базовой модели.

Диалог возвращается в спокойное русло. Специалист задает нейтральные вопросы, наблюдая, возвращается ли человек к базовой модели. Если это происходит, значит он правда мог что-то скрывать или врать.

Этап 5. Контроль факторов для изменения поведения.

Специалист определяет, почему поведение человека переменилось – из-за обычного волнения или из-за желания солгать. Здесь следят за жестами и микроэкспрессией (короткое и непроизвольное колебание мимики), за тем, не проговаривает ли человек заученные фразы и не делает ли громких заявлений.

О неискренности мимики могут говорить:

  • отсутствие изменений в мимике в течение 10 секунд (как маска);
  • несимметричное проявление эмоции (например, улыбка только одной стороной).

Человеку, который несколько раз пытался солгать на собеседовании, обычно отказывают.

-6

Основные тревожные индикаторы поведения

Рассмотрим подробнее, как профайлинг применяется на практике при собеседованиях. Есть несколько ярких признаков того, что человек лжет или что-то скрывает.

Примеры расшифровки

Жесты и позы

  • Частые прикосновения к носу, потирание рук, постукивание ногами или поджатие ног под себя.
  • Неконтролируемое потирание висков, век, поглаживание подбородка, лба, губ, прикрывание рта ладонью, оттягивание воротника.
  • Закрытая поза со скрещенными ногами или руками.
«С интерпретацией поведения стоит быть осторожнее, потому что легко ошибиться. Например, человеку попросту холодно, поэтому он сидит в закрытой позе. К тому же нельзя делать выводы только по одному жесту. Нужно отслеживать целую цепочку действий. Склонность к обману выдает именно комплекс индикаторов», – поясняет эксперт.

Движения глаз

Движение глаз вверх и вправо при ответах на вопросы. А вот взгляды вверх и влево скорее говорят о том, что человек вспоминает.

Речь

Скорость речи, вибрация голоса, интонация, громкость, и в особенности изменения этих параметров могут указать не только на ложь, но и, например, на неуверенность человека.

«У уверенного в себе кандидата, умеющего быстро принимать решения и действовать, чаще всего речь громкая, динамичная, «твердая». Это показатель проактивной позиции. И, наоборот, если человек мямлит, спотыкается на каждом слове, значит, в каких-то вопросах он не уверен или не имеет должного опыта», – уточняет эксперт.

Зрительный контакт

  • Частое моргание, не искренняя, натянутая улыбка.
-7

Насколько достоверны результаты профайлинга?

В процессе подбора кандидатов воспринимать профайлинг как панацею, конечно, не стоит. Это лишь один из инструментов. И использовать его нужно в совокупности с другими методами. Иначе вы рискуете совершить ошибку – нанять не того человека, потерять из-за этого деньги компании.

Не стоит пренебрегать общением – личным или онлайн, но с включенной камерой. По словам Кристины Беляковой также важно давать кандидатам возможность проявить себя на испытательном сроке. Как минимум, у вас будет больше времени на то, чтобы оценить его.

«Некоторые соискатели изучают техники НЛП и психологию и умеют скрывать тревожные сигналы своего тела. Они могут ввести в заблуждение на собеседовании», – отметила эксперт.

Как убедиться в благонадежности кандидата?

Технология профайлинга позволяет выявить основные характеристики личности кандидата, его навыки и способности. Однако на этом проверка кандидата не должна заканчиваться. Как минимум перед вами может предстать человек, умеющий мастерски обманывать.

Лучшего всего сочетать сразу нескольких подходов. Проверку кандидата или действующего сотрудника по базам данных можно доверить сервису SpectrumData – это позволит сэкономить время, особенно если в вашей компании нет собственной СБ.

Автоматизированная проверка предоставит такую информацию о сотруднике, как:

  • его кредитный рейтинг;
  • интересы и супергруппы в Telegram;
  • данные из баз ФСИН, ФНС;
  • решения судов – арбитражных и общей юрисдикции;
  • аффилированность кандидата, его деловые связи и многое другое.
-8

Сбор данных займет всего 3 минуты. Оставьте заявку и получите несколько бесплатных проверок для тестирования сервиса, а наши специалисты помогут подобрать набор блоков, оптимально подходящих вашей компании.

Автор: Валентина Лищенко

Вам могут быть интересны эти статьи 👇