Современный фотограф практически никогда не печатает свои работы — основным способом демонстрации результатов любительской и коммерческой съемки стал монитор (монитор компьютера, планшета или телефона). Но как давно уже известно, каждый монитор показывает одно и то же изображение по своему. В действительности, разница отклонений цветопередачи любого современного ЖК-монитора от «эталонного изображения» невелика. Но чаще всего фотография обрабатывается на одном мониторе, а демонстрируется — на другом. Суммарное же отклонение двух разных мониторов по цветовой гамме и контрасту может оказаться слишком большим. Чтобы избежать подобной ошибки, есть только один выход — откалибровать один из двух мониторов (желательно тот, на котором выполняется обработка фотографии, то есть монитор фотографа).
Давайте более подробно разберемся когда, чем и как правильно калибровать рабочий монитор фотографа или видеографа. И начать стоит именно с «когда».
Есть несколько мнений о том, как часто надо калибровать монитор компьютера и практически все они завязаны на некоторую мистическую периодичность: раз в месяц, раз в год, один раз после покупки, раз в неделю (для фанатов самого процесса калибровки). И все перечисленные варианты связаны с так называемым «выгоранием монитора». Действительно, любой монитор неизбежно меняет свои характеристики на протяжении всего времени его эксплуатации. Однако ставить вопрос периодической калибровки совершенно неверно, за исключением того случая, когда на мониторе никто не работает, а калибровку производят для поддержания его же рабочей готовности. Гораздо важнее понимать, что монитор просто необходимо калибровать при изменении рабочей обстановки вокруг него: меняется вид освещения, оператор работает в одежде другого цвета, монитор переставили в другое место.
Чтобы убедить вас в актуальности приведенного выше утверждения, предлагаем провести простейший эксперимент:
- возьмите лист белой бумаги и расположите его на столе так, чтобы он был освещен один источником света (допустим, окно или настольная лампа),
- возьмите в руки два небольших обрезка цветной бумаги и поставьте их вертикально на белый лист в одну линию таким образом, чтобы их цветная сторона была расположена к нашему источнику света,
- внимательно посмотрите на цвет белой бумаги у каждого из обрезков цветной.
Вы будете удивлены, но белая бумага приобретет два разных оттенка. Точно так же будет и с монитором. Если вы калибровали свой монитор даже профессиональным калибратором типа Datacolor Spyder или X-Rite ColorMunki и в это время на вас была любимая красная майка (или просто яркая майка с большим цветным рисунком), то как только вы сядете работать за этот монитор в одежде другого цвета, ваша предыдущая калибровка уже не будет иметь никакого значения. Еще больше на цветность монитора будет влиять рабочее освещение в том помещении, где он стоит — достаточно просто поменять лампу в люстре или плафоне с теплой на холодную или наоборот. Такое же сильное влияние будет оказывать, например, цвет занавесок, если вы собрались работать в дневное время и даже погода, если рабочий стол к компьютером стоит прямо у окна.
В общем, некоторые профессиональные фотографы могут сказать, что мы уж совсем «дуем на воду», но факт остается фактом — все, что мы перечислили выше, влияет на результаты калибровки даже больше, чем выбор оборудования и программного обеспечения для этих целей.
Что же можно предпринять, чтобы картинка на мониторе была действительно максимально стабильной и правильной. Начать стоит, пожалуй, с самого рабочего места и выбора времени для работы за монитором:
- старайтесь всегда работать с одним и тем же освещением рабочего места,
- постарайтесь привыкнут работать за монитором в одежде одного цвета (просто черная или белая майка),
- если вы работаете на ноутбуке, постарайтесь не менять места вашей работы в помещении,
- в случае кардинально изменения вышеперечисленных условий необходимо провести повторную калибровку вашего монитора.
Из этого следует, что калибровку монитора необходимо проводить ситуативно, а не периодически. Ничего страшного в этом собственно нет. Калибратор для фотографа (видеографа) точно такой же рабочий инструмент, как и его камера, и к этому стоит привыкнуть сразу.
Итак, с «когда калибровать монитор» будем считать разобрались. Теперь стоит прояснить некоторые вопросы с тем, как это правильно делать.
Сразу хочется отметить, что неинструментальные способы калибровки (работа с онлайн программами или калибровка Windows) лучше оставить для тех случаев, когда необходимо быстро привести в чувства офисный монитор для последующие работы на нем в каком нибудь Exсel или Word. Для работы с фотоизображением или монтажа и коррекции видео такие настройки «на глазок» точно не годятся.
Самым правильным вариантом будет приобретением калибраторов Datacolor Spyder или X-Rite ColorMunki. Понятно, что такие устройства стоят денег, но само по себе фотооборудование или видеокамеры сейчас тоже не бесплатны и тратить на них деньги, чтобы при обработке отснятого материала свести весь результат к нулю, тоже бессмысленно.
Далее идет сама настройка, о которой нужно знать некоторые интересные моменты. Первое, что вы должны знать - это основные параметры, вводимые перед настройкой:
Точка белого — фактически цветовая температура вашего монитора в кельвинах. Цветовая температура в 6500 K (или D65) будет оптимально для работы с видео, а 5000 K (или D50) хорошо подойдет для подготовки фотографий к печати на бумаге.
Настройка гаммы — настройка контрастности монитора, скорость перехода от белого к черному, с этим параметром нужно быть осторожным, чрезмерный контраст может сильно навредить общему результату как в фото, так и в видеообработке.
Яркость экрана — этот параметр зависит от того, в насколько ярком помещении вы будете работать, обычное среднее значение этого параметра составляет 120 единиц.
Ну и собственно результат самой калибровки — это так называемый «профиль ICC», или «уникальный цветовой профиль монитора», именно он должен быть в последующем прописан в видеокарте вашего компьютера.
Ну вот и все, как всегда, в конце этой статьи хотелось бы узнать ваше мнение:
Как часть вы калибруете свой монитор?
Сталкивались ли вы с вопросом сведения цветового профиля вашей камеры и монитора?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.