Архитектура на загородном рынке - тема второго плана. Обычно мы обсуждаем локации, цены, конструктив. Красоту построек - редко.
А это несправедливо. Вот на сайте NSP опубликованы два обширных материала, посвященных архитектуре массового жилищного строительства.
«Недвижка» публикует итоги круглого стола, проведенного под несколько провокационным названием «Окупается ли красота?».
Дополняет тему подборка мнений специалистов, которых попросили ответить на вопрос: «Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов?»
Разговор в дискуссионном клубе NSP в основном шел вокруг массового строительства. И это оправданно: именно в масс-маркете девелоперы вынуждены старательно считать издержки (чтобы не вылететь за смету) и одновременно - заинтересованы в том, чтобы как-то выделить объект из ряда похожих. Иначе придется конкурировать только по цене, а этот путь ведет в тупик.
Редакцию «Пригорода», как всегда, интересует загородный аспект. А то ведь получается несправедливо: больше половины жилья в РФ сдано в домах ИЖС. Даже в урбанизированном петербургском регионе (город плюс область) новая частная застройка за 2023 год составила 35%: 2,71 млн кв. м из общей суммы 7,67 млн кв. м.
И что: много ли можно найти толковых публикаций по загородной архитектуре, по визуальным предпочтениям клиентов, по эргономичности планировок и стоимости тех или иных решений в последующей эксплуатации?
У редакции «Пригорода», конечно, есть собственные (субъективные) предпочтения. Нам, например, дерево нравится больше камня. А высшей похвалой архитектору мы считаем уместность, когда дом выглядит так, будто он всегда здесь и был.
Как знаменитый дом над водопадом Фрэнка Ллойда Райта в Пенсильвании или немного менее известный, но все равно замечательный дом архитектора Игоря Фирсова (в лесу, у залива, недалеко от Приморска). Но мы свою точку зрения никому не навязываем и считаем лишь одной из возможных.
А приведенные ниже мнения - приглашением к диалогу.
Экспертные мнения
Вадим Новиков, руководитель проекта КП «Оберег»:
‒ Считается, что яркие, выразительные постройки быстрее устаревают, выходят из моды. Это не совсем так. Если мы говорим о домах, продуманных с точки зрения планировок и технических решений, — они долго не будут устаревать. Как хорошая одежда, выполненная из качественных тканей. Хороший крой, хороший шов, нет блесток и лишних деталей — вещь будет служить долго. И станет предметом гордости.
В нашем регионе в загородных постройках все чаще можно видеть влияние скандинавского стиля. (Его еще называют «скандинавским минимализмом»). Этот стиль проник гораздо южнее Скандинавии и распространился в «первом мире». У нас он тоже становится популярен. Подчеркнуть собственную успешность для человека важно, этого никто не отменял. Но делать это можно по-разному.
Мы работаем, строим карьеру. Мерилом могут служить деньги, известность, признание. Внешнее выражение успеха работает как система распознавания «свой/чужой» в военной авиации.
Владелец такого минималистичного, но хорошо структурированного, технологичного дома с панорамным остеклением, свободными планировками, простыми формами демонстрирует окружающим не только свой успех. Он подает сигнал: я не просто богат, я при этом еще и скромен, и бережлив.
Я надежный, со мной можно вести дела. Упрощенно этот сигнал можно расшифровать так: я не только богатый, но еще и умный. В одежде это современный тренд на «тихую роскошь».
В Цюрихе климат вроде нашего: с ноября по март холодно, промозгло. Состоятельные горожане ходят в пальто из дорогого натурального меха. Но только мехом вовнутрь! Снаружи - ткань. Кто разбирается - видит и понимает.
Для этого не надо вытаскивать наружу ярлыки модных домов, выставлять напоказ лейблы Gucci или Prada. «Тихая роскошь» — что в одежде, что в дизайне жилища — основывается на продуманной цветовой гамме, на качестве материалов. Такая вещь служит долго, и она не выходит из моды. Люди из той же социальной группы мгновенно считывают такие сигналы, видят, кто перед ними.
Престиж выражается не только в выборе визуальных решений, материалов и технологий. Серьезный подход предполагает, что дом будет служить долго, а хозяин не потратит много времени и усилий на поддержание его в должном состоянии. Конечно, не менее важен выбор места, социального окружения.
(Полный текст интервью с Вадимом Новиковым см. здесь).
Константин Комиссаров, руководитель компания «Канстайл»:
- Люди вынуждены отдавать за свои типовые квартиры солидные суммы, потому что у них, как правило, нет другого выбора. С растущим процентом по ипотеке, с растущими ценами на недвижимость решающим фактором становится цена за квартиру, а не архитектура, если под ней понимать внешний облик здания. Архитектура уходит на одно из последних мест, после цены, площади квартиры, еë планировки, расположения, наличия инфраструктуры и этажности всего здания/комплекса. В такой ситуации альтернативой может стать строительство или покупка частного дома. В этом есть и свои плюсы и минусы.
Главный плюс - соотношение цены квадратного метра к площади жилья, а главными минусами могут быть удалённость от инфраструктуры и цена земельного участка. Но загородный дом оставляет больше возможностей для самовыражения, для того чтобы подчеркнуть индивидуальность выбора.
В загородном строительстве тоже есть возможности для применения типовых решений. Можно застроить типовыми проектами целый посëлок. В этом случае дома можно поворачивать, отзеркаливать, применять в отделке фасадов различные материалы и цвета.
Типовые проекты выбирают заказчики, желающие сэкономить деньги и время. Дальше идет выбор материала: кирпич, бетон, брус, бревно, деревянный каркас. Дом из сруба будет экологичнее клееного бруса, но строится дольше и дороже, а дом из каркаса будет дешевле и быстрее в строительстве.
Дом в стиле «A-frame post & beam» вбирает преимущества каркасного дома, но при этом имеет отличительные черты и интересный внешний вид.
Марина Шкурко, управляющий партнер агентства Puzzle Realty:
- Понятие красоты домовладения в загородной недвижимости менее структурировано, чем в городской, здесь проще сказать, за что клиент точно не готов платить. Н
апример, покупатель не готов переплачивать за площади. Дома от 800 кв. м сегодня непопулярны, их сложно продавать. К уходящим трендам также можно отнести дорогие ландшафтные решения на участке, которые требуют содержания и ухода.
Альпийские горки, сады, пруды – все это постепенно уходит в прошлое. Вообще в поселках заметна тенденция к уменьшению площади участков (если мы говорим о постоянном проживании) и увеличении площади общественных зон, где уже и реализуются все задумки – парки, пруды и площадки. Вот за такую красоту клиенты как раз готовы платить.
Хотя каждый стремится к самовыражению, в том числе в плане архитектуры и дизайна, покупатели готовы платить и за типовые решения. Они уже не означают, что объект относится к категории «эконом». А скорее свидетельствуют о применении продуманных подходов, с отработанными планировками и инженерными узлами.
В загородной недвижимости, как и в городской, основным фактором ценообразования является локация. Задача девелопера – создать продукт, соответствующий конкретному месту.
Если это коттеджный поселок для постоянного проживания, здесь в основном должны быть дома из кирпича, газобетона или аналогов. А для поселка на берегу водоема, в лесу и на некотором удалении от города скорее подойдут каркасные дома или постройки из клееного бруса, в зависимости от класса. Типовые продуманные до мелочей проекты должны быть ориентированы на текущие тренды: одноэтажные дома, использование новых технологий, интересные дизайнерские приемы в отделке.
Кроме того, сегодняшний клиент, как в городской, так и в загородной недвижимости, рассматривает объект и с точки зрения инвестиционной привлекательности, даже если он подыскивает «дом для себя и на века».
Клиент оценивает, насколько быстро и выгодно в случае необходимости он сможет его продать. Поэтому, конечно, он отчасти готов доплатить «за красоту» или за перестройку дома, чтобы он соответствовал современным трендам и был ликвиден.
(Полный текст опроса см. на NSP см. здесь).