Развитие навыков системного мышления как преодоление фрагментарности знаний и построение целостной картины мира.
Предметное мышление vs. системное мышление: Переход от частей к целому.
Самообразование, не подтвержденное системным подходом к получению знаний, может проигрывать классическому образованию. Однако классическое образование может стоить немало денег.
Потребность в самообразовании часто бывает следствием изменений окружающей среды человека. Человеку приходиться переучиваться и искать новые сферы деятельности. И это может происходить при быстро меняющихся обстоятельствах в условиях дефицита денег и времени.
Поэтому при самообразовании важную роль играет возможность получения бесплатных (или почти бесплатных) знаний. И что отрадно, в современном мире есть такие возможности.
На мой взгляд, найти сейчас бесплатные знания гораздо проще, чем правильно освоить их. При самообразовании ключевым фактором является системное мышление. В классическом образовании педагоги наставят тебя на путь истинный, а тут всё сам…
В своей прошлой статье я написал, что самообразование дает «мозаичные» знания. Такие знания носят фрагментарный характер и не позволяют охватить всю систему знаний в изучаемой отрасли целиком. Так происходит, когда человек использует «предметное» мышление, при котором рассматривает объекты и явления изолированно, не замечая между ними существенных связей, которые создают систему. Вспомните притчу про трех слепых мудрецов и слона, и сразу поймёте, о чем я.
Думаю, что избалованные прогрессом современные люди, во многом склонны мыслить предметно, несмотря на то, что образовательный уровень общества неизменно повышается.
Как пример предметного мышления в современном мире, можно привести такое явление, как самолечение. Многие люди знают, что бактериальную инфекцию можно лечить антибиотиками, но не все понимают, что для разных видов бактерий есть свои семейства антибиотиков, а на вирусы эти препараты и вовсе не действуют. Но, это пример бытового уровня, а в глобальном масштабе несистемное мышление приводит к техногенным и экологическим катастрофам.
От теории к действию.
Основы системного похода заложил русский – советский ученый А.А. Богданов (1873 – 1928). Он выделил общие признаки систем в различных сферах: природе, обществе, технике. У систем он выделил существенные и несущественные признаки и пришел к выводу, что существенные признаки всех систем одинаковы, а значит, разные системы можно изучать одинаковыми методами. Основными существенными признаками систем являются: системный эффект, обратная связь и взаимодействие управляющей и управляемой систем.
У каждой системы есть подсистема и надсистема. Любая система создаётся в интересах надсистемы. У системы есть цель. У системы появляются новые свойства, которых нет у ее подсистем. Сложные системы способны к управлению и самоуправлению. Основным инструментом исследования системы является ее анализ.
В этой связи системное мышление – это мышление, которое строго учитывает все положения системного подхода.
Занудно. Заумно. По школьному. Я бы и сам не стал читать дальше. Но…
Однажды, я прочел книгу Г.С. Альтшуллера с описанием его методики ТРИЗ: «теории решения изобретательских задач», и по-настоящему понял для себя, что такое системное мышление и как серьезную науку можно применять в повседневности для достижения собственных целей.
Опять же рекомендую изучать методики Генриха Сауловича, читая его книги, а то сейчас пруд пруди всяких экспертов по ТРИЗ, которые продадут вам платный курс с его исследованиями по цене в десять раз дороже стоимости десяти его книг.
Вполне допускаю, что в классической школьной, институтской, городской, районной библиотеке, вы сможете прочесть книги этого замечательного изобретателя совершенно бесплатно.
Применение системного мышления: Практические советы.
Итак, как же на практике можно применить навыки системного мышления? Для меня важным знанием стал тот факт, что каждая система имеет подсистему и надсистему, и что надсистема управляет системой, а система служит интересам надсистемы.
Возможно, вам знакомо чувство, когда, вы не можете понять логику происходящего, а события, которые происходят вокруг вас, вызывают чувство тревоги, из-за того, что причинно-следственные связи их побудившие, вам не понятны. Это значит, что в этот момент или период, вы находитесь в системе, которой управляет надсистема, цели которой вам не понятны.
Это нередко происходит в управлении большими корпорациями. Например, руководство приняло какое-то решение, но не посчитало необходимым объяснить цели этого решения персоналу. Даже если цель очень конструктивна, но не понятна персоналу, исполнение решений о достижении этой цели может вызвать непроизвольный саботаж среди персонала. Почему? Потому что людям тревожно и непонятно зачем все это.
Наша позиция в надсистеме, системе и подсистеме меняется по нескольку раз в день. Если вы проанализируете события, которые происходят с вами в течение дня, то это будет хорошим практикумом по развитию системного мышления.
Еще одним интересным приёмом системного мышления в ТРИЗ является рассмотрение решаемой задачи с точек зрения двух разных аспектов: «проблема как она дана» и «проблема как я ее понял».
Если вам приходится составлять техническое задание на исполнение, например, программисту, то будьте внимательны к мелочам. Если программист решит исполнить ТЗ с точки зрения на «проблему как она дана», то из-за плохо проработанного ТЗ, вы не получите всего функционала, на который рассчитывали. Если программист решит исполнить ТЗ с точки зрения на «проблему как я ее понял», вы можете получить много улучшений, о которых и мечтать не могли. Кстати, ответ программиста: «То, что ты выдумал, реализовать невозможно», то же его взгляд на проблему. Как говорится: «без ТЗ, результат хз…»
Статью хочу закончить цитатой всемирно известного философа и политика, одного из руководителей самого сильного в мире государства: «Если я знаю, что знаю мало, то добьюсь того, чтобы знать больше».
Если знаете, кто это сказал, пишите в комментариях. Самообразование рулит!