Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Массовая психология и анализ Я

Продолжаем изучение главных трудов Фрейда, и на очереди «Массовая психология и анализ Я».

Начнем сразу с самого интересного: в данном своем труде Фрейд снимает оппозицию массовой и индивидуальной психологии (а вообще психоаналитичнее говорить не индивид, а субъект, потому что субъект, как мы помним, расщеплен, а индивид — это нечто целостное, его изучает психология). Логика здесь такая, что рождаясь, человеческий субъект сразу же попадает в отношения с другим (материнским в данном случае), он невозможен без другого. Далее его становление происходит посредством идентификации с другими, человеческий субъект — это по сути набор таких идентификаций, представлений о себе, которые субъект получил от других и с их помощью.

Чтобы детальнее с этим разобраться,нужно вернуться к работе Фрейда «Нарцизм»: на стадии первичного нарцизма либидинозные влечения должны катектировать (или нагрузить) представления о себе, тогда они соберутся воедино. За счет данного процесса параллельно развиваются представления, что значит Я и что значит другой.

Другому, кстати, Фрейд отводит следующие роли:

  • другой как образец (для идентификации);
  • другой как объект (для любовной нагрузки);
  • другой как помощник;
  • другой как противник.

И все эти роли, конечно же, может совмещать в себе один и тот же человек, например, родитель.

Во всей этой истории важное место отводится такой загадочной вещи, как Я-идеал. Сразу важно понять, что оно не равно Сверх-Я.

Я-идеал — это нарциссически нагруженные отщепленные идеальные части Я (родительские образцы или их противоположности, если отношения с родителями носят очень конфликтный характер).

Я-идеал можно сравнить с кодексом самурая: это свод предписаний, благодаря которому человек ориентируется в этике. Если его нет, то нет понимания, с кем себя соотносить, каким законам я подчиняюсь? Это свойственно перверсии и может вести к аморальным и преступным действиям. С другой стороны для невротиков давление слишком требовательного Я-идеала может становиться мучительным и невыносимым.

Я-идеал более изменчив, чем Сверх-Я, так как основан на идентификациях, которые могут меняться, например, в процессе психоанализа.

Фрейд выделяет 2 вида идентификаций:

  • быть — на кого быть похожим (в эдипе для мальчика это отец)
  • иметь — кого любить (мать)

Оба эти выбора эдипальной фазы оставляют черты в психике человека. Так истеричка, например, выбирает быть отцом, а не иметь его в качестве объекта любви.

И сейчас самое время обратиться все же к теме масс. Для начала масса — не

равно толпа. Масса — это группа людей объединенных горизонтальными и вертикальными связями (Фрейд приводит в пример армию и церковь).

Чтобы образовались вертикальные связи, необходима фигура лидера. Лидер — фигура, которая может объединять оба вида идентификаций (и быть, и иметь), поэтому она обладает такой устойчивостью.

Любая масса структурируется вокруг фигуры исключенности. Можно сказать, что у участников массы происходит овеществление собственного нарцизма, когда на место Я-идеала ставится лидер массы.

Если человек недостаточно зрелый и у него Я-идеал не отделился от Я, он подвержен влиянию харизматичного нарциссического или психотического лидера, продавца иллюзий. У взрослого человека детский нарцизм заменяется верностью построенному в нем самом Я-идеалу.

В горизонтальных связях, т. е. между равными членами массы, роль Я снижается и происходит ограничение нарцизма. Причина в любви к ближнему: часть либидо направляется на других.

Черты массы, описанные еще до Фрейда:

  • стирание индивидуальных черт;
  • импульсивность;
  • отсутствие критики;
  • заражаемость;
  • жажда подчинения авторитету и т.д.

Французскими аналитиками описано такое явление: при сильной регрессии в большой группе возникает зависть к индивидуальности, к тому, кто сохранил свою индивидуальность.

И в целом масса дает пространство для регресса, в том числе и для прямого выражения агрессии, которая в норме реализуется другим способом (через сны, направляется на себя, и т.д.).

Человеческое Я по своей природе неотделимо от массы, и не всегда быть частью массы — это плохо. Но очевидно, что масса и отдельный человек в ней способны на крайне опасные поступки. Психоанализ в данном случае не панацея, но тот инструмент, который мы можем использовать, чтобы не поддаваться опасному регрессу. Ведь как говорил Фрейд, «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять — и слушатели находятся».

Автор: Гуменникова Светлана Петровна
Психолог, Психоаналитически-ориентированный

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru