Сегодня уже и не вспомнить первые роли 71-летнего Лиама Нисона. А были они достаточно разнообразными: рыцарь («Экскалибур»,1981), священник («Миссия», 1986), шахтер («Переступая черту», 1990), шериф («Сила веры», 1992).
И фильмы были разножанровыми: комедии, боевики, драмы, фантастика.
Вершиной драматического амплуа Лиама Нисона стала роль немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, спасшего во время Холокоста более тысячи евреев.
Постепенно амплуа многожанрового актера стало сужаться.
Все чаще он стал появляться в остросюжетных боевиках и в них играть роль благородного спасителя от преступников и выручателя попавших в беду.
И это амплуа ему очень шло. Вдумчивый, расчетливый, не делающий ничего наобум герой подходил Нисону и фактурно, и характерно.
Пожалуй, именно эти роли принесли актеру постоянную востребованность и широкую популярность..
В этой тематике с ним вышла серия замечательных фильмов: «Заложница» (2008), «Заложница 2» (2012), «Схватка» (2012), «Прогулка среди могил» (2014), «Воздушный маршал» (2014», «Пассажир» (2018), «Честный вор» (2020) и другие.
Фильмы смотрелись живо, интересно, некоторые отличались запутанными сюжетами и сам Лиам Нисон всегда был на высоте в исполнения своей роли.
И вот вышел очередной фильм из этой серии с характерным названием - «Заложники» (2023). Фильм стал тем случаем, который лучше бы не случался.
Завязка истории без затей. Банкир с двумя детьми садится в машину, чтобы отвезти их в школу. По телефону звучит сигнал вызова. Банкир отвечает, и чудовищно измененный голос сообщает - под сиденьями бомба. Любой из пассажиров, кто вздумает оторвать от них свой зад, спровоцирует взрыв.
Далее, как по писанному. Хоть без звука смотри. Выполняй мои указания, шипит голос. Не сообщай полиции. Готовь для перевода на мой счет 208 млн евро и, может быть, останешься в живых вместе с детьми.
Разумеется, банкир не верит и вежливо просит более его не беспокоить. Ах, не веришь, возмущается голос, тогда поезжай вот туда. Банкир едет. Приехал. Бах! Машина его коллеги взлетает на воздух. Голос доволен. Банкир напуган, но все еще в сомнениях. С помощью телефона он обследует пространство под сиденьем и убеждается, что там бомба.
По указанию голоса герой -банкир направляется к следующим местам, прибыв к которым становится свидетелем взрывов машин. Трое партнеров-банкира таким образом убраны.
Голос начинает второй раунд своей игры. Его участница -жена банкира. По инструкции она берет из банковской ячейки пакет и передает указанному незнакомцу. В момент передачи со всех сторон налетает полиция. Я не сообщал полиции оправдывается перед голосом перепуганный банкир.
Это сделал я, довольно сообщает голос. Так что поторопись на встречу со своим последним не взорванным партнером вместе подписывайте решение о переводе мне денег с вашего спрятанного счета.
Банкир спешит на встречу по городским улицам, поглядывая на уличные экраны, на которых демонстрируется его фотография. Его ищут повсюду, но ничего не мешает банкиру прибыть на место встречи.
Партнер уже здесь и на все на готов ради спасения жизни своего коллеги и его детей. «Я подписал. Подписывай и ты!», - кричит он через разделяющую их железную дорогу.
Но герой-банкир медлит. Крутится в его голове мыслишка, что шантажисты редко верны своему слову. Как бы этой подписью не ликвидировать вместе с секретным счетом себя с детьми. Вымогатель чувствует нерешительность героя и усиливает моральный напор.
Теперь он требует убить партнера. Пистолет в бардачке. Бери и стреляй, гундосит ужасный голос. Герой-банкир подчиняется. Дети в страхе вжимаются в сиденье и умоляют папу не убивать старого доброго товарища. Полные боли глаза коллеги смотрят на героя с мольбой о пощаде. И герой-банкир опускает пистолет.
По путям мчится поезд, разделяя собой две машины, стоящие по разным сторонам рельсов. Гремит взрыв. Поезд промчался. Машина партнера-пылает огнем и дымит дымом. Ты убил друга,, злопыхательствует ужасный голос. Давай, переводи мне 208 млн евро, а не то, как бы и с тобой не того этого.
И тут оказывается, что с дочерью героя-банкира уже того. Девочка ранена. Осколок от взрыва попал ей в ногу, но она держится молодцом и подбадривает отца. Сын подбадривает сестру и отца. Отец подбадривает обоих. Ужасный голос не отстает и требует денег.
Герой-банкир словно очухивается после сонного кошмара. Ничего я не буду подписывать, чистым и твердым голосом заявляет он гнусавому инкогнито. Теперь игра пойдет по моим правилам. Банкир срывает с места машину и мчится в туннель.
За ним мчатся откуда ни возьмись появившиеся полицейские автомобили. Видимо, пока голос-чудовище требовал денег и убийства, полицейские таились в сторонке, чтобы не мешать задушевной беседе.
Герой мчится по туннелю, полицейские мчатся за ним. Герой вырывается из тоннеля, полицейские вырываются за ним. Погоня. Блокировка. Машина героя зажата полицейскими автомобилями.
Томная женщина-полицейская дает коллегам знак не вмешиваться и подходит к автомобилю героя-банкира. Тот пытается поведать ей правду о голосе-чудовище. Но, кажется, она не верит. Папа не виноват, выкрикивает в отчаянии сын. Кажется, теперь она верит.
Саперы проверяют автомобиль на наличие взрывчатки. Бомбы нет, рапортуют они. Она под сиденьями, под сиденьями, подсказывают заминированные в машине. Саперы снимают с автомобиля двери, проверяют салон и точно ведь обнаруживают взрывное устройство!
К счастью, оно одно и только под креслом водителя. Детей вытаскивают из машины и к ним подбегает мама.Прихваченная полицейскими, она, видимо, вместе с ними гонялась по городу за мужем.
Мама хлопочет около детей и ни взгляда в сторону мужа в заминированной машине. Сидит, ну, и пусть сидит. Все равно дело к разводу. Впрочем, он не в обиде. По рации, которую ему дает женщина-полицейская, он признается жене в вечной любви. И я тебя люблю, спохватывается жена. Возвращайся к нам, произносит она с вымученной улыбкой .
Сидите в машине, строго приказывает герою-банкиру женщина- полицейская. Мы сами во всем разберемся.
Нет уж, закипает гневом герой-банкир, он меня подставил, а вы купились. Так что я буду разбираться сам. А ну, освободите мне дорогу. А впрочем,сам освобожу!
Герой таранит полицейские автомобили и вырывается из оцепления. Да, вот так просто. Размотал по сторонам автомобильный кордон и выехал. А что же полицейские? Кинулись в погоню и снова исчезли не знамо куда.
В этом фильме вообще многое и многие появляются откуда ни возьмись и исчезают неизвестно куда. Герой поглядывает на телефон. Где же зловещий голос? А вот, и он. Легок на помине и по-прежнему требует денег. Нет бы уже угомонился!
Мне нужна личная встреча, смело диктует свои условия заминированный герой-банкир. Хорошо, шипит в ответ голос и назначает место встречи. Наверное, до зарезу нужны деньги.
Банкир едет по городу. Полицейских нигде нет. Видимо, снова решили не мешать беседе по душам. Банкир въезжает в какой-то пикет каких-то протестующих. Часть из них в масках. Их активный протест сдерживает полицейский кордон.
Полицейские так увлечены сдерживанием, что не обращают внимания на подозрительную машину без дверей, которая въехала в гущу протестующих. Банкир тоже не обращает внимания на полицейских. Видимо, он догадывается, что эти конкретные полицейские не в курсе, что по городу ездит заминированная машина. Банкир спокойно сидит и ждет голосовое чудовище, а его все нет.
Поехали, вдруг слышит герой -банкир. Он оглядывается и видит на заднем сиденье ряженого с головой волка, который вот только что проходил мимо. Это и есть и шантажист. Волчья голова сброшена, и кто же перед героем-банкиром?
Партнер-совладелец, который как бы желал всех спасти, как бы подписал все бумаги и как бы взорвался в машине! Вот негодяй! Вот жулик! Вот махинатор! А чем ты лучше меня, возмущается в ответ не чудовищным голосом партнер. Ты знал о моих финансовых махинациях и молчал. Так что давай мне 208 миллионов и взрывайся. Спасения тебе нет.
А вот и есть! Герой-банкир давит на газ, машина мчится. Полицейские снова тут как тут. Тоже мчатся. Герой-банкир выруливает на набережную и снова мчится. Полицейские мчатся за ним. Злой партнер трясется на заднем сиденье. Банкир врезается в фонарный столб.
Машину переворачивает на бок аккурат у кромки воды. От удара у партнера-чудовища вываливается из рук пульт, которым активируется бомба. Он изо всех сил тянет к нему руку. Банкир-герой изо всех сил тянет руку к замку ремня безопасности. Оба тянут и тянут руки. Наконец, щелк!
Одновременно ремень отстегнут и кнопка на пульте нажата. Банкир вываливается из проема отсутствующей двери прямиком в воду. Машина взрывается вместе с обладателем, уже бывшим обладателем чудовищного голоса и чудовищного плана. Вот так-то. Не готовь взрывчатку другому, не то сам на ней и подорвешься.
Банальность сюжета, шаблонность героев, предсказуемость ситуаций, ляпы через два кадра на третий – не такая уж редкость в боевиках. Но, как правило, эти огрехи скрадываются обаянием героя, хорошей динамикой действия, трюками и спецэффектами.
В «Заложниках» ничего из перечисленного выше не присутствовало по одной простой причине: Лиаму Нисону - 71 год. Любой человек в почтенном возрасте не может обладать харизмой молодости или зрелости, не может резво бегать, ловко прыгать и разматывать в драке всех противников по сторонам.
И эта почтенность ощущалась у Лиама Нисона во всем – во взгляде, в движениях рук, глаз, в мимике, в диалогах. Даже «папа» из уст детей звучало трагикомично. «Дед» выглядело бы куда органичнее.
В фильме «Заложники» Лиам Нисон присутствовал как Лиам Нисон. Образа прошлых лет, который притягивал внимание зрителей, не получилось. В силу объективных причин. Со старостью не может совладать никто. С ней можно только примириться. К ней можно только приспособиться.
Лиаму Нисону придется менять амплуа, если он не намерен завершать кинокарьеру, иначе от фильма к фильму он будет выглядеть все более и более жалким и беспомощным в своем прежнем героическом образе. А жаль. Лиам Нисон – великолепный актер. Просто его лучшие годы ушли.
Спасибо, что читаете публикации канала.