Найти в Дзене
Психология жизни

РАНЕНЫЙ, ВЫЖИВШИЙ, ЗДОРОВЫЙ. Как разглядеть себя настоящего.

Наверняка вы слышали про теорию Эрика Берна про внутренних ребёнка, родителя, взрослого. 

Франц Рупперт выделяет другие три части психики: раненная, выжившая и здоровая. 

РАНЕНАЯ часть - та, которая до сих пор носит в себе боль - «коктейль» детских чувств - вины, стыда, страха, ужаса, бессилия, негодования… 

Эти чувства некому было «контейнировать», т.е. принять, когда психика не справлялась.

Так случается, когда нет рядом взрослого, который мог бы это принять, озвучить («я вижу, ты злишься/боишься/сильно хочешь и т.д») и успокоить ребенка. 

Живя такое детство, без надежной опоры на взрослого, ребенок адаптируется - срабатывают защитные механизмы психики. 

Например, вытеснение, когда мы напрочь забываем, что было в детстве до определенного возраста. Это говорит о том, что психика не справлялась с напряжением и так уберегала малыша от несоразмерной для него психоэмоциональной нагрузки. 

В раннем возрасте (до 5 лет) закладывается то, что ребенок думает о себе в этом мире.

При травматичном опыте ребенок воспринимает себя искаженно. 

ВЫЖИВШАЯ часть опирается на искаженные представления, как в кривом зеркале. Это те самые стены из анекдота «Выбирайтесь из этой Ж! Ну уж нет, мы здесь уже обои поклеили и интернет провели». 

Когда родители манипулируют, стыдят, обвиняют, запугивают, наказывают, игнорируют - ребенок безоговорочно верит в то, что ему транслируют значимые для него взрослые. 

💭Меня любят, только если я хороший/послушный

Уверовав в это, малыш «надевает маску» 🎭удобного ребенка и вырастая продолжает ее носить. Пытается всем угодить, интересы других ставит выше своих, не умеет отказывать, чувство вины - его постоянный спутник. «Я есть, только когда меня одобряют». Ищет подтверждения извне.

💭Нельзя злиться, чтобы не расстраивать/злить маму (папу)

«Ой какой ты некрасивый, когда злишься!» или «Ну-ка не злись! Хорошие девочки не злятся!».

🎭Маска - хорошая девочка (мальчик).

Запрет на проявление жизненно важной энергии здоровой злости. Такому человеку сложно проявляться = заявлять миру о себе, он плохо чувствует свои границы, поэтому нарушает чужие и не умеет отстаивать свои. 

Не знает чего хочет на самом деле. Часто ловит себя на ощущении «меня не слышат». Много мнимой вины и внутренней ярости. 

💭Любовь нужно заслужить

Такого ребенка «видели», только когда он был полезным, продуктивным. Во взрослом возрасте он будет продолжать заслуживать любовь, все время стремясь к результату, а достигнув, тут же обесценивает его. Очень ответственны, пытаются все контролировать, в постоянном забеге, как белка в колесе. Таким людям нельзя отдыхать - они чувствуют себя никчемными, бесполезными. Помогает всем, забывая о себе. 🎭Маска - спасатель.

Это лишь малая часть убеждений, которые ребенок принимает на веру о себе самом. И живет с этим долгие-долгие годы, так и не узнав себя настоящего. 

Если вы узнали в этих описаниях себя, то послушайте ответы на вопросы ниже внутри себя. Честно поговорите с собой, лучше на бумаге. 

🌟Имел ли этот малыш право на свое мнение, отличное от родителей? 

🌟На то, чтобы выражать свои мысли и чувства, так как он способен?

🌟Имел ли право на свои чувства, в принципе? 

🌟Имел ли он возможность справляться со своими эмоциями, переживаниями в силу своего возраста и тех обстоятельств, в которых рос?

🌟Имел ли право на любовь без условий, просто по праву рождения? 

А мы идем к завершению.

ЗДОРОВАЯ - это та часть психики, которая осталась сохранна - разумная, адекватная, с ощущением безопасности, доверяющая. 

Она опирается на те позитивные убеждения из детского мира, которые остаются во взрослом.

«Я есть и этого достаточно» 

«Мир прекрасен и дружелюбен»

«Мне интересно жить»

«Я доверяю и это помогает мне»

«Я имею право на ..» и т.д. 

В психотерапии мы работаем на то, чтобы залечить раны, обнаружить маски, которые на самом деле - искаженное представление о себе, взять положительное из этого опыта и научиться жить по-новому, из своей здоровой части.

#ключикисцелению