Найти тему

Шутка ли? Павел Щербов — художник-карикатурист серебряного века

В честь Всемирного дня смеха мы создали статью о карикатуристе серебряного века, чьи шаржи запечатлели известных персонажей той эпохи, включая Дягилева, Врубеля, Серова и многих других.

Павел Егорович Щербов родился 3(15) июня 1866 года в семье русского чиновника. Сын высокопоставленного государственного служащего, он наследовал не только благосостояние семьи, но и непревзойденный талант выражать критику через искусство.

Обучение в частной гимназии Видемана положило начало его любви к литературе и искусству. Отказ от академического образования в пользу самостоятельного пути стал решающим шагом в развитии его уникального стиля карикатур.

После смерти отца Щербов превратил наследственный дом в центр культурной жизни, привлекая молодых художников и интеллектуалов. Его самобытная личность, проявляющаяся в необычном выборе одежды и способности увлекать рассказами, сделала его заметной фигурой среди современников.

Мастерство Щербова проявлялось в его способности зафиксировать мельчайшие детали жизни окружающих, что делало его работы не только забавными, но и глубоко проникновенными. Его карикатуры, публиковавшиеся под псевдонимом "Old Judge" ("Старый судья"), не только стали значительным вкладом в русское искусство, но и позволяют современным исследователям выяснять подробности культурной жизни эпохи.

Работы Щербова не только повысили художественный уровень карикатуры благодаря использованию новых печатных технологий для создания цветных рисунков, но и стали одним из первых примеров такого рода в жанре. Эти карикатуры заметно отразили соперничество художественных течений на рубеже XIX–XX веков, делая Щербова известным через его сатирические изображения художественного мира.

Щербов П. Е. Новая Минерва (Торжество Дягилева) Шарж. 1901
Щербов П. Е. Новая Минерва (Торжество Дягилева) Шарж. 1901

Опубликованные в журнале “Осколки” и "Шут", картикатуры Щербова подчеркивают важность анализа его взаимодействия с редакцией и читателями журнала. Это ключ к пониманию влияния его карикатур на современников. Однако, несмотря на это, до сих пор не проведено комплесное целенаправленное научное исследование деятельности художника. В обзорных работах Г.Ю. Стернина (1964) и А.А. Сидорова (1969) упоминаются лишь некоторые из его карикатур. Монография А.Н. Савинова (1969) более подробно рассматривает творчество Щербова, но сосредоточена на историческом аспекте.

Этот пробел в исследованиях подчеркивает необходимость дальнейшего изучения творчества Щербова. Какое влияние имели его карикатуры на развитие жанра? Ответ на этот вопрос может значительно обогатить наше понимание эпохи и её культурного контекста.

Карикатуры П.Е. Щербова, отличавшиеся своей остротой и сарказмом, регулярно демонстрировались на выставках "Мира искусства", "Общества русских акварелистов" и других, оставляя неизгладимое впечатление; вокруг них всегда толпились зрители. Щербов отлично разбирался в жизни художников, писателей, артистов и был в курсе всех арт-событий, благодаря чему его внимательный взгляд улавливал не только глубокие пороки, но и поверхностные слабости. "Избежать щербовской характеристики" было сложно для каждого, кто попадал под его критический взор.

Художник всегда носил с собой маленький альбом размером всего 4 см и несколько заостренных карандашей. Благодаря компактным размерам, эти карандаши не ломались в кармане, всегда оставаясь готовыми к использованию. С помощью этих инструментов Щербов мастерски фиксировал своих объекты изображения, что позволяло ему создавать карикатуры с мельчайшими деталями.

А.И. Куприн, один из его друзей, восхищался умением Щербова, отмечая его как "великий талант" и выделяя среди русских художников за уникальные карикатуры и шаржи. Пример такого мастерства - карикатура "Куприн в Гатчине", созданная в 1910-х годах, где Александр Иванович Куприн изображен величественным, задумчивым и оторванным от реальности.

Павел Щербов. Куприн в Гатчине. Карикатура. 1910-е
Павел Щербов. Куприн в Гатчине. Карикатура. 1910-е

Щербов также критически относился к новым арт-тенденциям конца XIX века, продвигаемым обществом "Мир искусства". Его карикатура "Salzburg" ("Соляной городок"), опубликованная на первой выставке, организованной С.П. Дягилевым в 1898 году, изображала выставку как свалку мусора, выражая скептическое отношение художника. Эта карикатура — острая насмешка над выставкой русских и финских художественных работ, которую организовал Дягилев.

Щербов П. Е. Salzburg (От нашего специального корреспондента) / Русско-финляндская выставка в Зальцбурге Карикатура. 1898
Щербов П. Е. Salzburg (От нашего специального корреспондента) / Русско-финляндская выставка в Зальцбурге Карикатура. 1898

Название и подпись к карикатуре содержат игру слов. "Зальцбург" на немецком означает "соляной городок". В Петербурге, где проходила выставка, также есть район с похожим названием. Подпись к карикатуре говорит: "Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!". Это намек на фамилию художника Врубеля, и многие считают, что Щербов предвидел будущее художника: больница Фрея специализировалась на лечении психических заболеваний, и именно там Врубель провел последние годы своей жизни. Однако на момент создания карикатуры у Михаила Александровича еще не было признаков болезни. Возможно, Щербов просто критически относился к творчеству Врубеля, считая его безумным, и выбрал больницу Фрея за ее близость к Академии Художеств.

В центре карикатуры изображена свалка, где Дягилев продает зеленую тряпку княгине Марии Клавдиевне. Она купила у Врубеля панно "Утро", что вызвало шок в художественном сообществе. На карикатуре также есть отсылки к другим произведениям выставки, включая работы Серова и Бакста.

Через год Щербов продолжил тему в карикатуре "Идиллия", где Дягилев "доит" княгиню Тенишеву как корову для журнала "Мир Искусства". Это изображение полно презрения. На карикатуре присутствуют символы журнала и известные личности того времени, например, Репин и Мамонтов. Карикатуры Щербова в "Шут" повлияли на решение Тенишевой прекратить финансирование журнала "Мир искусства". Эти произведения являются острым комментарием к художественной жизни того периода.

Щербов П. Е. Идиллия. Карикатура на М. К. Тенишеву и представителей «Мира искусств» 1899. В произведении изображена сцена с коровой, символизирующей М.К. Тенишеву, и мамонтом, представляющим мецената Савву Мамонтова. Рыжий петушок, который осматривает кучу навоза, ассоциируется с Львом Бакстом. С.П. Дягилев, одетый в женскую одежду и доящий корову, намекает на его гомосексуальность. И.Е. Репин изображен на коленях перед коровой с лавровым листом на подносе. Художник М.В. Нестеров представлен с красным платочком, вышитым в его руках.
Щербов П. Е. Идиллия. Карикатура на М. К. Тенишеву и представителей «Мира искусств» 1899. В произведении изображена сцена с коровой, символизирующей М.К. Тенишеву, и мамонтом, представляющим мецената Савву Мамонтова. Рыжий петушок, который осматривает кучу навоза, ассоциируется с Львом Бакстом. С.П. Дягилев, одетый в женскую одежду и доящий корову, намекает на его гомосексуальность. И.Е. Репин изображен на коленях перед коровой с лавровым листом на подносе. Художник М.В. Нестеров представлен с красным платочком, вышитым в его руках.

Павел Егорович всегда отличался страстью к путешествиям. В далеком 1887 году он, в компании своего друга — художника А.А. Чикина, отправился в незабвенное путешествие по Африке. Их ждало множество испытаний, однако они вошли в историю как первые русские, ступившие на земли у подножия Килиманджаро. В последующие годы Павел Егорович продолжил свои исследования, посетив Иран, Китай и Кавказ. Брак, заключенный в 1896 году, не стал препятствием для его стремления к приключениям: вскоре после свадьбы он отправился в путешествие по Японии и Дальнему Востоку. За уникальный альбом фотографий Японии (около 350 штук) он был отмечен благодарственным письмом от П.П. Семенова-Тян-Шанского, вице-председателя Русского Географического общества. В Музее этнографии до сих пор хранятся коллекции, привезенные им из Сибири и Средней Азии, включая экспонаты калмыцкой и туркменской культур.

В 1912 году Щербов решил изменить свою жизнь, выбрав для строительства дома тихий и развитый пригород Гатчина, несмотря на его удаленность и отсутствие коммунальных удобств. Проект дома был разработан Степаном Самойловичем Кричинским — архитектором, чье имя известно своей способностью создавать шедевры в различных стилях. Кричинский воплотил в доме Щербова предвидение эпохи конструктивизма, что само по себе является значительным достижением в истории русской архитектуры.

Музей-усадьба П. Е. Щербова
Музей-усадьба П. Е. Щербова

Дом Щербовых славился своим гостеприимством. В их доме в гостиной собрались друзья, среди которых были оперный певец Федор Шаляпин, художники Валентин Серов и Михаил Нестеров, основатель первого оркестра русских народных инструментов В.Андреев, архитектор А.Белогрудов, маринист А.К.Беггров, поэт-сатирик Саша Черный, писатели Аркадий Аверченко, А.И.Куприн и Максим Горький. После революции дом столкнулся с угрозой конфискации, но благодаря вмешательству Горького, который написал письмо в Гатчинский совет, выражая поддержку Щербову как «выдающемуся художнику-карикатуристу», семье удалось избежать репрессий. Это письмо обеспечило семье всестороннюю поддержку и защиту.

После революции он на протяжении десяти лет занимал должность хранителя в Гатчинском дворцово-музейном комплексе, после чего ушел на пенсию. Однако трагедия потери обоих сыновей нанесла ему тяжелый удар, подорвав его здоровье. После болезни, которая перешла в воспаление легких, он скончался 7 января 1938 года и был почтенно похоронен на гатчинском кладбище. Так закончилась эпоха дома Щербовых, оставив после себя не только воспоминания о блестящем гостеприимстве, но и о значительном вкладе Павла Егоровича в искусство России.

В заключение, можно сказать, что Щербов оставил значительный след в русском искусстве, благодаря своей уникальной методике работы, острому взгляду на современность и нестандартному подходу к созданию карикатур. Его творчество до сих пор вызывает интерес и является предметом изучения для многих ценителей искусства.

10 апреля 1992 года музей "Усадьба П. Е. Щербова" был открыт в доме. В настоящее время музей проходит реставрацию.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Краткая история тюльпанов в искусстве: от голландского цветочного бума XVII века до спорного букета Кунса

Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами

Скрытые шутки в голландских произведениях искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗