В честь Всемирного дня смеха мы создали статью о карикатуристе серебряного века, чьи шаржи запечатлели известных персонажей той эпохи, включая Дягилева, Врубеля, Серова и многих других.
Павел Егорович Щербов родился 3(15) июня 1866 года в семье русского чиновника. Сын высокопоставленного государственного служащего, он наследовал не только благосостояние семьи, но и непревзойденный талант выражать критику через искусство.
Обучение в частной гимназии Видемана положило начало его любви к литературе и искусству. Отказ от академического образования в пользу самостоятельного пути стал решающим шагом в развитии его уникального стиля карикатур.
После смерти отца Щербов превратил наследственный дом в центр культурной жизни, привлекая молодых художников и интеллектуалов. Его самобытная личность, проявляющаяся в необычном выборе одежды и способности увлекать рассказами, сделала его заметной фигурой среди современников.
Мастерство Щербова проявлялось в его способности зафиксировать мельчайшие детали жизни окружающих, что делало его работы не только забавными, но и глубоко проникновенными. Его карикатуры, публиковавшиеся под псевдонимом "Old Judge" ("Старый судья"), не только стали значительным вкладом в русское искусство, но и позволяют современным исследователям выяснять подробности культурной жизни эпохи.
Работы Щербова не только повысили художественный уровень карикатуры благодаря использованию новых печатных технологий для создания цветных рисунков, но и стали одним из первых примеров такого рода в жанре. Эти карикатуры заметно отразили соперничество художественных течений на рубеже XIX–XX веков, делая Щербова известным через его сатирические изображения художественного мира.
Опубликованные в журнале “Осколки” и "Шут", картикатуры Щербова подчеркивают важность анализа его взаимодействия с редакцией и читателями журнала. Это ключ к пониманию влияния его карикатур на современников. Однако, несмотря на это, до сих пор не проведено комплесное целенаправленное научное исследование деятельности художника. В обзорных работах Г.Ю. Стернина (1964) и А.А. Сидорова (1969) упоминаются лишь некоторые из его карикатур. Монография А.Н. Савинова (1969) более подробно рассматривает творчество Щербова, но сосредоточена на историческом аспекте.
Этот пробел в исследованиях подчеркивает необходимость дальнейшего изучения творчества Щербова. Какое влияние имели его карикатуры на развитие жанра? Ответ на этот вопрос может значительно обогатить наше понимание эпохи и её культурного контекста.
Карикатуры П.Е. Щербова, отличавшиеся своей остротой и сарказмом, регулярно демонстрировались на выставках "Мира искусства", "Общества русских акварелистов" и других, оставляя неизгладимое впечатление; вокруг них всегда толпились зрители. Щербов отлично разбирался в жизни художников, писателей, артистов и был в курсе всех арт-событий, благодаря чему его внимательный взгляд улавливал не только глубокие пороки, но и поверхностные слабости. "Избежать щербовской характеристики" было сложно для каждого, кто попадал под его критический взор.
Художник всегда носил с собой маленький альбом размером всего 4 см и несколько заостренных карандашей. Благодаря компактным размерам, эти карандаши не ломались в кармане, всегда оставаясь готовыми к использованию. С помощью этих инструментов Щербов мастерски фиксировал своих объекты изображения, что позволяло ему создавать карикатуры с мельчайшими деталями.
А.И. Куприн, один из его друзей, восхищался умением Щербова, отмечая его как "великий талант" и выделяя среди русских художников за уникальные карикатуры и шаржи. Пример такого мастерства - карикатура "Куприн в Гатчине", созданная в 1910-х годах, где Александр Иванович Куприн изображен величественным, задумчивым и оторванным от реальности.
Щербов также критически относился к новым арт-тенденциям конца XIX века, продвигаемым обществом "Мир искусства". Его карикатура "Salzburg" ("Соляной городок"), опубликованная на первой выставке, организованной С.П. Дягилевым в 1898 году, изображала выставку как свалку мусора, выражая скептическое отношение художника. Эта карикатура — острая насмешка над выставкой русских и финских художественных работ, которую организовал Дягилев.
Название и подпись к карикатуре содержат игру слов. "Зальцбург" на немецком означает "соляной городок". В Петербурге, где проходила выставка, также есть район с похожим названием. Подпись к карикатуре говорит: "Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!". Это намек на фамилию художника Врубеля, и многие считают, что Щербов предвидел будущее художника: больница Фрея специализировалась на лечении психических заболеваний, и именно там Врубель провел последние годы своей жизни. Однако на момент создания карикатуры у Михаила Александровича еще не было признаков болезни. Возможно, Щербов просто критически относился к творчеству Врубеля, считая его безумным, и выбрал больницу Фрея за ее близость к Академии Художеств.
В центре карикатуры изображена свалка, где Дягилев продает зеленую тряпку княгине Марии Клавдиевне. Она купила у Врубеля панно "Утро", что вызвало шок в художественном сообществе. На карикатуре также есть отсылки к другим произведениям выставки, включая работы Серова и Бакста.
Через год Щербов продолжил тему в карикатуре "Идиллия", где Дягилев "доит" княгиню Тенишеву как корову для журнала "Мир Искусства". Это изображение полно презрения. На карикатуре присутствуют символы журнала и известные личности того времени, например, Репин и Мамонтов. Карикатуры Щербова в "Шут" повлияли на решение Тенишевой прекратить финансирование журнала "Мир искусства". Эти произведения являются острым комментарием к художественной жизни того периода.
Павел Егорович всегда отличался страстью к путешествиям. В далеком 1887 году он, в компании своего друга — художника А.А. Чикина, отправился в незабвенное путешествие по Африке. Их ждало множество испытаний, однако они вошли в историю как первые русские, ступившие на земли у подножия Килиманджаро. В последующие годы Павел Егорович продолжил свои исследования, посетив Иран, Китай и Кавказ. Брак, заключенный в 1896 году, не стал препятствием для его стремления к приключениям: вскоре после свадьбы он отправился в путешествие по Японии и Дальнему Востоку. За уникальный альбом фотографий Японии (около 350 штук) он был отмечен благодарственным письмом от П.П. Семенова-Тян-Шанского, вице-председателя Русского Географического общества. В Музее этнографии до сих пор хранятся коллекции, привезенные им из Сибири и Средней Азии, включая экспонаты калмыцкой и туркменской культур.
В 1912 году Щербов решил изменить свою жизнь, выбрав для строительства дома тихий и развитый пригород Гатчина, несмотря на его удаленность и отсутствие коммунальных удобств. Проект дома был разработан Степаном Самойловичем Кричинским — архитектором, чье имя известно своей способностью создавать шедевры в различных стилях. Кричинский воплотил в доме Щербова предвидение эпохи конструктивизма, что само по себе является значительным достижением в истории русской архитектуры.
Дом Щербовых славился своим гостеприимством. В их доме в гостиной собрались друзья, среди которых были оперный певец Федор Шаляпин, художники Валентин Серов и Михаил Нестеров, основатель первого оркестра русских народных инструментов В.Андреев, архитектор А.Белогрудов, маринист А.К.Беггров, поэт-сатирик Саша Черный, писатели Аркадий Аверченко, А.И.Куприн и Максим Горький. После революции дом столкнулся с угрозой конфискации, но благодаря вмешательству Горького, который написал письмо в Гатчинский совет, выражая поддержку Щербову как «выдающемуся художнику-карикатуристу», семье удалось избежать репрессий. Это письмо обеспечило семье всестороннюю поддержку и защиту.
После революции он на протяжении десяти лет занимал должность хранителя в Гатчинском дворцово-музейном комплексе, после чего ушел на пенсию. Однако трагедия потери обоих сыновей нанесла ему тяжелый удар, подорвав его здоровье. После болезни, которая перешла в воспаление легких, он скончался 7 января 1938 года и был почтенно похоронен на гатчинском кладбище. Так закончилась эпоха дома Щербовых, оставив после себя не только воспоминания о блестящем гостеприимстве, но и о значительном вкладе Павла Егоровича в искусство России.
В заключение, можно сказать, что Щербов оставил значительный след в русском искусстве, благодаря своей уникальной методике работы, острому взгляду на современность и нестандартному подходу к созданию карикатур. Его творчество до сих пор вызывает интерес и является предметом изучения для многих ценителей искусства.
10 апреля 1992 года музей "Усадьба П. Е. Щербова" был открыт в доме. В настоящее время музей проходит реставрацию.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• Скрытые шутки в голландских произведениях искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗