5,9K подписчиков

«Гостья из будущего»: от убогости иногда плакать хочется

206K прочитали

Ах, Алиса, как бы нам встретиться!.. Как же я рыдала 29 марта 1985 года, когда закончилась последняя серия «Гостьи из будущего» и под щемящие звуки «Прекрасного далека» побежали финальные титры. Как же мне хотелось, чтобы эта история продолжалась... Это сейчас я понимаю, что, снимая фильм о будущем, Павел Арсенов сделал кино о прошлом. Но тогда, в унылом советском настоящем, мне было наплевать на то, что вместо космопорта «подсунули» Шереметьево-2, а машина времени – это смех сквозь слезы для любого, кто смотрел американский фильм «Назад в будущее» (кстати он тоже вышел в 1985 году и по технической части на голову опередил нашу версию о «прекрасном далеко»).

Кадр из фильма «Гостья из будущего» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «Гостья из будущего» (фото из свободных источников)

Помните старый анекдот, когда японцы после экскурсии по советским заводам резюмировали: «Мы-то считали, что СССР отстает от нас лет на тридцать, а вы отстали от нас навсегда». Черт с ним, с техническим отставанием – его можно нагнать. Но что делать с убогостью, которую многие советские люди впитали с детства? Ее же никакой метлой из подсознания не выметешь.

Взять к примеру наши прекрасные фильмы. Если с американскими все ясно: картина должна была окупился в прокате, да еще принести прибыль, – то перед советскими режиссерами такой задачи не стояло. Нужно было петь дифирамб советскому «прогрессу», или нашему героическому прошлому или, на худой конец, хотя бы духовности и высоким моральным качествам советского человека. А на это больших денег не надо – вот и выделяли на фильм, как говорится, кто, сколько сможет выбить.

Из-за этого даже такие достойные фильмы, как «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего», сильно потеряли в техническом плане. Хотя, по идее, именно они должны были показать высокие достижения советского государства.

Они и показывали, но именно то, что было в действительности: нищету, техническую отсталость и попытки съемочной группы сделать из того, что смогли раздобыть, нечто приемлемое.

Меня еще в детстве напрягал старомодный автобус-портал, а сейчас, когда есть возможность рассмотреть детали, плакать хочется! Ну что за детский сад: разве это светлое будущее? Где полет фантазии? Где размах и футуризм? (Предполагаю, что львиная доля бюджета ушла на флипы, но по мне лучше бы потратили эти деньги на вразумительные декорации.)

Кадр из фильма «Гостья из будущего» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «Гостья из будущего» (фото из свободных источников)

В СССР качество (в том числе картинки) заменяло мастерство и умение сделать из ничего подобие конфетки. Однако из ничего ничего хорошего не сделаешь. Разве только убедишь себя в том, что получилось неплохо. Поэтому советское кино, как я уже писала в одной из статей, было особым видом киноискусства. В нем главным становился сюжет. И именно по этой причине многие советские фильмы до сих пор интересно смотреть.

И все же за «Гостью» обидно. Будущее в фильме ненастоящее, картонное, а могло бы быть ого-го-го! Обидно, что не хватило денег, чтобы сделать убедительный, в натуральную величину, вход в Институт времени: в фильме мы видим подвешенный на леске рядом с актерами небольшой пластиковый макет. Хотя... В первоисточнике Институт описан, как высокое, практически без углов, здание «будто кто-то взял напильник и обстругал дом». Боюсь представить, что могло бы получиться у советских декораторов. Может оно и к лучшему, что использовали макет?

Тем не менее в детстве мы смотрели этот фильм взахлеб! И, что важно, многим современным детям он тоже очень нравится. И их, в отличие от взрослых, не смущает ни макет, ни бластеры, ни кнопки от кубика Рубика на панели управления машиной времени.

Этот фильм рассказывает увлекательную историю, героями которой были обычные дети. Не важно, что тогда они ходили в галстуках и носили унылую советскую школьную форму. Мне кажется, современный ребенок легко может представить себя на их месте. Чего, кстати, не скажешь о новом фильме по повести Кира Булычева: видно, что он ориентирован на подростков, но герои, мягко говоря, странноватые.

На самом деле за 40 лет дети не сильно изменились, поэтому герои фильма Арсенова вполне современны. Отличие разве только в том, что в фильме дети беспризорной толпой бегали по московским улицам, а сейчас такое сложно представить.

Кадр из фильма «Гостья из будущего» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «Гостья из будущего» (фото из свободных источников)

Возможно, «Гостья из будущего» – не самое лучшее детское кино. Но я помню, как «вымирали» дворы, когда его показывали. Помню, как дети часами обсуждали фильм и делились впечатлениями. Как играли в «Гостью» всем классом... А сколько парней было влюблено в Алису Селезневу? Сейчас это, конечно, смешно, но тогда ее фотографировали с экрана, чтобы иметь возможность видеть девочку из будущего в любой момент времени в настоящем.

«Оператор подошел к нам и сказал: "Вот увидите ваша девочка проснется знаменитой". Мы тогда, конечно, посмеялись, – вспоминает мама Наталии Гусевой, сыгравшей роль Алисы.

Успех у фильма был колоссальный! Наталии писали сотни тысяч писем. По воспоминаниям жены режиссера пришло около миллиона. Причем, на многих вместо адреса было написано: Москва, Красная Площадь, Алисе Селезневой. Были и курьезы, когда писали вполне взрослые люди, но это уже другая история...

Наверно, нет смысла сравнивать «Гостью из будущего» с американскими фантастическими фильмами. Безусловно, если бы у советских режиссеров была хотя бы половина технических средств, которыми располагали американцы, фильм только бы выиграл.

Кадры со съемок «Гостьи из будущего» (СССР, 1985) и «Назад в будущее» (США, 1985); фото из свободных источников.
Кадры со съемок «Гостьи из будущего» (СССР, 1985) и «Назад в будущее» (США, 1985); фото из свободных источников.

Но, хотя мы и пытались во всем обогнать Америку, вряд ли перед Павлом Арсеновым стояла такая задача. Он хотел сделать увлекательный фильм, который понравится детям (кстати, экранизировать повесть «100 тому вперед» ему посоветовали именно они). Кажется, ему это удалось на все 100%! Согласны?

Не понравилась статья – не беда! На канале много других – возможно, они понравятся больше. Пожалуйста, уважайте мнение других людей, даже если оно кардинально отличается от вашего и не хамите в комментариях!

Текст запрещен к копированию.

На канале ведется модерация комментариев.