Что касается изучения языков, то для меня вопрос английского даже не обсуждается: этот язык надо знать. На нем говорит вся планета, в том числе и в Китае (поэтому тяга некоторых родителей к китайскому на мой взгляд не оправданна). Это язык международного общения, документооборота и научных публикаций. То есть без английского – буквально никуда!
Тем не менее есть страны, в которых английский не в ходу (например, Уганда), но вы вряд ли связываете с ними будущее своих детей. Какие есть еще аргументы в пользу того, что перво-наперво ребенку надо учить английский?
- Это язык деловых людей, даже если они живут в АОЭ или Китае.
- Знание английского облегчит изучение других языков латинской и германской групп.
- У тех, кто знает английский, больше возможностей получить образование за границей в неанглоязычных странах (например, в Швеции или Италии). Это не значит, что ребенок обязательно останется в чужой стране: получить образование в ЕС – это отличный жизненный опыт и самые современные знания, которые с успехом можно применять у себя на Родине.
Фактически, английский это основа, с помощью которой можно изучить и другие перспективные языки:
- испанский (на нем говорит более 500 млн человек);
- немецкий (тоже довольно распространенный язык, который используется не только в Германии, но и в Швейцарии, Австрии, Люксембурге, Бельгии, Лихтенштейне и Южном Тироле – в совокупности на нем говорит около 130 млн человек);
- французский (четвертый по популярности язык в интернете, то есть на нем говорит примерно каждый четвертый пользователь сети: носителей этого языка более 320 млн).
Однако есть еще один язык, который не менее важен вышеперечисленных. И это... язык программирования pyton. С ним тоже желательно познакомиться в детстве, а не под давлением суровой реальности, когда вам уже далеко за тридцать.
Я сама в школе изучала программирование, поэтому с уверенностью могу сказать, что оно важно для развития. Ведь программисты – люди особенные. Они несколько своеобразно мыслят... Не так, конечно, как в анекдоте:
Жена отправляет мужа-программиста в магазин:
– Дорогой, купи, пожалуйста, батон хлеба. Если будут яйца, возьми десяток. Муж возвращается из магазина с десятью батонами.
– Ты зачем купил столько хлеба?
– Так ведь там были яйца*...
Кроме шуток, программистам любая сложная задача по плечу: они привыкли делить задание на небольшие части, а затем пошагово разбираться с каждой. Именно этот навык очень важен в современной многозадачной жизни!
Давно заметила, что между нашими ежедневными действиями и компьютерными программами много общего. Например, задача пойти в магазин и купить продукты точно по списку, затратив на это минимум времени. Или проложить маршрут от дома до офиса, успев завезти ребенка в школу, «проскочить» пока не началось до пробок и найти место на парковке (желательно бесплатной). В общем, даже если ребенок не выберет профессию программиста, навыки, которые он получит, изучая программирование, однозначно пригодятся ему в жизни.
Чем отличается pyton от змеи? Pyton – это язык, а змея – нет!
Насколько востребованы программисты, работающие на «питоне», я убедилась на собственном опыте, когда была консультантом в исследовании, изучавшим противников вакцинации. В самый ответственный момент, когда надо было «снимать» массивы данных из соцсетей, наш программист перестал выходить на связь. И руководителю проекта пришлось бросить все силы не на аналитику, на поиски «спеца по питону».
Так что вопрос учить–не учить у нас давно решен. Другое дело – где. И тут возможны варианты. Конечно, есть курсы и дополнительные занятия для школьников, в том числе бесплатные. Но ними – проблема, так как записываться нужно летом или ранней осенью. «А если я хочу сейчас – зимой?!» – воскликнула моя Саша, после того как на выставке non/fiction-2022 мы общими усилиями написали на «питоне» код для игры «Змейка» во время мастер-класса от издательства «Бомбора» (это было интересным опытом, и я даже смонтировала небольшое видео).
Что делать с этим ребенком? Там же, на выставке, купила ей книгу Патриши Фостер «Программирование на Python с нуля. Учимся думать как программисты, осваиваем логику языка и пишем первый код!». Честно говоря, я не склонна к импульсивным покупкам, но раз ребенок хочет учиться... Кроме того, я сама хотела пойти на курсы по «питону», поэтому книга пригодится всем (мужа тоже обучим, хотя он у нас продвинутый, так как периодически программирует).
«Если вы раньше никогда не писали программы, эта книга — идеальный старт. Благодаря интересным примерам и упражнениям вы научитесь пользоваться инструментами для создания любых игр, приложений или сайтов – каких только пожелаете». (Патриша Фостер «Программирование на Python с нуля. Учимся думать как программисты, осваиваем логику языка и пишем первый код!»)
Счастье это – купить немного новых книг!
Раз уж речь зашла про книги, поделюсь своим топ-3 новинок 2023 года для школьников:
1. Юрий Нечипоренко и Михаил Супотницкий: «Вот зараза! Что такое вирусы, как с ними бороться и уживаться», 9+
Как я ждала эту книгу! Аж с 2021 года, когда прочитала интервью с Юрием Нечипоренко, в котором он рассказывал, что вместе с Михаилом Супотницким пишет книгу о вирусах для младших школьников.
Наконец, она вышла, и из нее можно узнать далеко не только про вирусы! Читая ее, дети будут иметь представление про
- иммунитет и как он работает;
- гены (в том числе что такое РНК, ДНК и обмен генами);
- как появились иммунные клетки и чем они «занимаются»;
- вирусы (их строение, почему они мутируют);
- коронавирус SARS-CoV-2 (с очень любопытными подробностями, которые детям вряд ли будут интересны, а меня заинтересовали);
- вакцинацию (о прививках в книге написано довольно мало, а жаль!).
«Вот тут-то разные амебы, бактерии и вирусы друг с другом и познакомились. Некоторые из амеб, попав случайно в полости первых многоклеточных организмов (таких, как черви, губки, полипы, иглокожие и др.), там и остались. Они стали служить таким организмам в качестве мусорщиков, поедать всякую дрянь, которая случайно попадала к ним внутрь» (Юрий Нечипоренко и Михаил Супотницкий: «Вот зараза! Что такое вирусы, как с ними бороться и уживаться»)
Я прочитала «Заразу!» за один вечер, и в целом она мне понравилась. Авторы простым языком рассказывают о сложных вещах. Если вы хотите... скажем так, на бытовом уровне разобраться в том, что такое иммунитет, она подойдет на 100%. Однако есть пара нюансов: слишком яркое оформление, которое утомляет мозг и «засоряет» книгу, а также непоследовательность изложения (в некоторых местах тема повествования неожиданно меняется, а фразы порой, начинаясь с одной мысли, заканчиваются другой).
2. «Чему не учат в школе. Самое важное для подростка», 9+
Классная книга-инфографика. Саше подарили ее на день рождения. Авторы (а это целый коллектив иллюстраторов) придумали довольно простые инструкции к тому, до чего в нашей юности большинство доходило самостоятельно методом проб и ошибок:
- почему людям надо учатся,
- как добиваться целей,
- как справляться со своими эмоциями,
- как копить деньги и не «залипать» в гаджетах,
- как общаться и говорить так, чтобы тебя услышали.
Кроме этого, здесь есть целая глава о том, как влияют на организм сигареты, алкоголь и наркотики, а также почему с ними так сложно расстаться.
3. Карл Циммер: «Планета вирусов», 14+
Эта книга для детей постарше. Думаю, она хорошо «зайдет» подросткам 13-14 лет. По крайней мере, я подарила ее своему 13-летнему племяннику после того, как он всерьез заинтересоваться вопросом может ли он заразиться ветрянкой.
В книге мой коллега, научный журналист, Карл Циммер рассказывает про самое интересное и опасное из мира вирусов:
- коронавирусы и риновирусы,
- гигантские мимивирусы и их крошечные паразиты вирофаги,
- «птичий» грипп и вирус птичьего лейкоза,
- ВИЧ и натуральная оспа.
Все эти микроскопические объекты только и «хотят», что губить жизни. Но это, скажем так, побочный эффект. А фактически – не было бы вирусов, не было бы и жизни в том разнообразии, которое наблюдаем.
«Ученые пришли к выводу, что в океане обитает примерно 10 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 вирусов. Трудно найти объект для сравнения, чтобы представить себе, насколько это громадное число. Вирусов в океане в 100 млрд раз больше, чем песчинок на всех пляжах мира. (...) А если выстроить все вирусы океана в цепочку, то цепочка растянется на 5,7 млн световых лет» (Калр Циммер, «Планета вирусов»).
Хотя лучше не задумываться, насколько это много, а то особо впечатлительные потом будут считать каждый контакт с водой смертельно опасным. На самом деле это вовсе не так. Почему – читайте в книге Карла Циммера.
Больше рассказов об интересных книгах читайте в моем тг-канале «Для своих».
Автор: Анна Ремиш, научный журналист.
Текст запрещен к копированию.
Cноски:
*Если вы не поняли смысл, то тут дело в условиях: купи 1 батон хлеба, а если будут яйца, то купи 10 штук. То есть при соблюдении двух условий – наличия хлеба и яиц – программист покупает 10 батонов, так как слово хлеб был первым из условий.