Как насчет того, чтобы рассмотреть автозвуковые компоненты для применения в домашней акустике? Никогда такого не было, и вот опять)) Возражения по поводу применения автомобильных мидбасов определенно имеют под собой основания – у автомобильного динамика не подходящие параметры для установки в корпус. Он должен играть на не герметичную и не жесткую дверь объемом около 50 литров, и для работы в корпусе объемом литров 10-20 его резонанс и добротность откровенно не подходят. Да что уж там, добротность типичного автомобильного мидбаса в принципе не подходит для работы в корпусе, тем более в фазоинверторном корпусе.
Но что насчет автомобильных сабвуферов? Они же и в авто устанавливаются в корпус, значит имеют адекватные для этого параметры Тиля-Смолла! И выбор огромен и цены любые – от самых демократичных до впечатляющих.
Давайте пробовать! Более того, я хочу начать не с одного сабвуфера: ведь гораздо интересней использовать, например... четыре:) Если вы думаете, что мне не хватает громкостных возможностей одного сабвуфера - ошибаетесь, я гонюсь за качеством звука. Мне интересно попробовать DBA (Double Bass Array). Это когда используется несколько сабвуферов, один стоит спереди и излучает звук, второй стоит сзади, он инвертирован и задержан (в этой схеме без процессора не обойтись), и задача второго саба – поглотить звук от основного фронтального сабвуфера. Таким образом можно существенно улучшить акустические свойства помещения на НЧ без применения сложных пассивных звукопоглощающих конструкций. Минимальное количество сабов для таких экспериментов - два, но если их четыре, то результат может получиться более впечатляющий.
Благодаря команде AMP (читается как А Эм Пэ, не А Эм Эр:) у меня есть такая возможность!
Давайте знакомиться! AMP Mass 500 12D2 – самый слабенький сабик из числа приехавших ко мне, который младшеньким совершенно не ощущается – большой и тяжеленный динамик с огромным прошитым внешним подвесом, мощнейшим и очень жестким диффузором, да и в целом даже самый маломощный экземпляр смотрится и ощущается очень уверенно и массивно.
Модель постарше Mass 800 12D2 с бОльшей заявленной мощностью. Визуально отличается более крупным магнитом. Катушки, судя по графику импеданса, у них одинаковые.
Четырех-лучевая штампованная корзина, две катушки, четыре быстрозажимные клеммы, резиночка, опоясывающая магнит. Во всех моделях вшитые подводящие:
Таких сабвуферов у меня по 2шт, именно на них я планирую экспериментировать с DBA. Есть еще один, самый крутой, с самой большой заявленной мощностью, аж 1000Вт. У него и магнит крупнее, и корзина уже литая а не штампованная. Визуально отличается другим внешним подвесом, судя по росту импеданса на графике сопротивлений - катушка у него покрупнее, чем у его младших собратьев.
Его можно использовать в качестве одного саба, с которым мы будем сравнивать DBA четвёрку, подключенную через процессор.
Двойная катушка дает гибкость при выборе усиления: две двухомных обмотки можно скоммутировать в 4 Ома и это будет нормальной нагрузкой для большинства домашних усилителей. Мощности конечно может не хватить, но для этого в комплекте к динамикам прикреплен еще и мощный четырехканальный усилитель 4х180Вт того же бренда. Для экспериментов хватит)
Динамики осмотрены, переходим к измерениям.
А вот тут уже есть неожиданности. Зависимости сопротивления от частоты динамиков в свободном поле выглядят так:
Резонанс 55-60Гц – это не совсем то, что я ожидал от таких низкочастотников… Все три типа динамиков имеют схожие характеристики! Приведу основные данные для среднего динамика после разминки:
Thiele-Small parameters
fs 51.9 Hz
Qms 9.910
Qes 0.905
Qts 0.829
Mms 197.81 g
Vas 16.26 litres
Bl 17.483 Tm
Эквивалентный объем – 17 литров! Для 12-дюймового динамика!!! Это оооочень жесткий динамик, тактильно он так и воспринимается. Многочасовая разминка на небольшой мощности радикально ситуацию не изменила: fs снизился с 57 до 51Гц. Остается слабая надежда на то, что динамики всё-таки могут размяться, но разминать их нужно немного в других режимах, не на тех, к которым привык я) Разминка продолжается, наблюдаем.
Добротность чисто фришная. Этот динамик по параметрам вполне неплохо подходит для установки в полку, ведь у него резонанс примерно 50 Гц – это околоидеальное значение при использовании в салоне автомобиля в свободном оформлении, например, в задней полке. Единственный нюанс – полка должна быть монструозная, чтобы выдержать такой динамик. Мало того, что он сам по себе очень тяжелый, так у него еще и весьма увесистая подвижка. Судя по моему измерению - аж 200 грамм! И даже массы огромного магнита не хватает, чтобы гасить вибрации, возникающие от движения тяжелой подвижной системы. Я привык к домашнему звуку, в котором массы подвижек кратно меньше, там таких вибраций не припомню. А здесь 27л корпус, сделанный из 18мм фанеры, который сам весит килограмм 8, плюс столько же весит сабовый динамик - и все это ходуном ходит, физически хочет куда-нибудь перепрыгнуть при увеличении мощности! Особенности большой массы подвижной системы…
Да, это не совсем то, что я ожидал, но эти параметры не помешают нам провести эксперимент с DBA. Изготавливается четыре закрытых ящика, в которых резонанс динамиков будет порядка 55-60Гц с перспективой на разминку. Включенный бассбуст на усилителе, раздутые низы на процессоре смогут подправить картину и извлечь из этих динамиков подобающий их виду диапазон. Этого будет достаточно, чтобы понять и своими ушами оценить перспективы использования нескольких сабов с процессором.
А теперь попробуем натянуть сову на глобус. Можно ли в таких странных параметрах найти плюсы? Да!))) Для меня они не актуальны, но, тем не менее, они очень даже объективны и для молодых и горячих могут быть весьма значимыми.
Сравним обычный саб с типичными сабовыми параметрами: резонансом 30Гц, добротностью 0,5 и эквивалентным объемом литров 40. Сравним его с нашими подопечными у которых 50, 0.8 и 15л экв объема. Предположим, что у них будет одинаковый Х-мах. Загоним параметры в программу и видим следующее: при установке в один и тот же корпус объемом 50л и настройкой 35Гц разница в АЧХ не принципиальная.
По ГВЗ все не однозначно: на частотах выше 40Гц у наших динамиков даже преимущество, проблемы наступают на 30Гц.
А теперь посмотрим на использование динамика в максимальных режимах. В динамик с типичными параметрами вливается 500Вт, в АМР 700. При применении среза снизу вторым порядком на частоте 25Гц график перемещения диффузора выглядит так:
То есть, в АМР можно влить больше. Как это отразится на громкости?
Возвращаемся к графику АЧХ, этот график соответствует уровню громкости при указанной мощности. Выше 60Гц АМП будет давить сильнее:) А многим именно это и нужно.
Короче, если вам нужно максимальное звуковое давление без затрагивания самого низкого баса – АМП вам подойдет.
Главный плюс: сломать динамик превышением хода будет очень сложно, в сравнении с динамиком с обычными параметрами – он очень жёсткий и заставить его настучать катушкой себе по керну действительно не просто)
Да, это не мои ценности, но что-то мне подсказывает, что грамотно сведенная 4ка таких динамиков смогут обеспечить гораздо более интересный и точный звук, чем один, пусть даже хороший сабвуфер, установленный в не подготовленном помещении. Проверим!
Заказать AMP:
OZON - https://vk.cc/cuKMrh
WB - https://vk.cc/cuKMxh
VK - https://vk.cc/cuKMLd
AMP - https://vk.cc/cuKMej