Найти тему
Школа Вокала.

Как работала с учениками выдающийся педагог – профессор Московской государственной консерватории М.М.Мирзоева.

Мария Моисеевна Мирзоева (1896-1982) — певица, пианистка, педагог.

Из биографии;

  • В 1916 году окончила Московскую консерваторию по классу фортепьяно с золотой медалью в классе Э. Э. Фрея.
  • Занималась пением у С. Г. Рубинштейн, позднее у Варвары Михайловны Зарудной-Ивановой (вокальная школа Камилла Эверарди).
  • Концертировала с композитором А. Т. Гречаниновым.
  • В 1928 году выступала как певица во Франции в Париже.
  • С 1931 по 1941 годы давала концерты с камерным певцом А. Л. Доливо — учеником Мазетти.
  • С 1932 года работала преподавателем сольного пения в Московской консерватории.
  • В 1940 году стала профессором Московской консерватории.

По воспоминаниям ее учеников, Мария Моисеевна обладала светлым умом, стремлением все понять и объяснить, была человеком высочайшей культуры и такта.

Её ученица О. Е. Морозова вспоминала:

«На первом курсе консерватории я пришла в класс Марии Моисеевны и сразу почувствовала себя очень просто и легко в той творческой атмосфере, которая царила в классе этой замечательной камерной певицы, великолепной пианистки, большой души человека.
Глубоко эрудированная, знающая несколько языков, всегда мягкая, выдержанная, приветливая, она стремилась воспитать и в нас эти качества.
Мария Моисеевна во всем подавала нам пример, и это настраивало всех на правильное рабочее состояние, на правильный певческий режим, без которого занятия не могут быть результативными»

Основой метода профессора Мирзоевой было:

1.В работе с учеником необходимо начинать с выявления наиболее красивого звучания его голоса. В дальнейшем умение пользоваться разнообразием тембра своего голоса помогает певцу передавать характер художественного образа и эмоциональное настроение вокального произведения.

2.В работе с учеником нужно добиваться сглаженности регистровых переходов на всем диапазоне голоса.

Вот, что она обучала учеников.

На первом этапе работы с учеником Мария Моисеевна не делала много замечаний и методических указаний.

Все свое внимание она сосредоточивала на формировании внешней вокальной установки:

  • как надо сохранять удобную и красивую осанку,
  • спокойно и правильно брать дыхание,
  • свободно и интонационно точно начинать звук.

Постепенно Мария Моисеевна усложняла свои требования и никогда не шла дальше, если у нее не было уверенности, что предыдущее задание понято и освоено учеником.

Самым трудным моментом в становлении певческого голоса является достижение ровности тембра на всем протяжении.

По мнению Мирзоевой, совершенно необходимо уметь дифференцировать ощущения головного и грудного резонирования, уметь одновременно включать резонаторы в работу.

Для сглаживания регистров важен внимательный и чуткий слух педагога.

Важным она считала и постепенность расширения верхнего участка диапазона.

Для преодоления технических трудностей Мирзоева использовала активное подключение в работу мышц брюшного пресса.

«Урок начинался с небольших упражнений на среднем участке диапазона. Первые 10– 15 минут она распевала учеников, не перегружая голосовой аппарат. Как правило, упражнения строились сверху вниз. После того как голосовой аппарат был разогрет, Мария Моисеевна переходила к работе над освоением и совершенствованием различных видов техники»

Мария Моисеевна обладала глубокими научно-методическими знаниями в области вокального искусства, умела найти индивидуальность ученика, имела педагогический талант.

Уникальность методики М. М. Мирзоевой заключалась в том, что она всегда добивалась необычной ровности звучания голоса певцов на всем звуковом диапазоне.

Для этого Мария Моисеевна рекомендовала своим ученикам строить верхние и нижние ноты «точно в одном и том же месте».

Это «одно и то же место» звукообразования различных по высоте звуков определяется уровнем стабилизации положения гортани в процессе фонации, независимо от высоты тона, динамики, типа гласного и эмоционального содержания художественного образа исполняемого произведения.

При повышении высоты звуков мелодии обычно у необученного певца изменяется обертоновый состав его тембра и характер резонирования.

С целью выравнивания тембрового звучания голоса по всему диапазону Мария Моисеевна рекомендовала не терять головное резонирование при пении низких нот, а осторожно переводя его вверх, сохранять ощущение грудного резонирования. Тогда голос получается ровным.

Она считала, что полноценное резонирование грудных и головных резонаторов при пении в любой тесситуре – это и есть та правильная гимнастика для гортани и голосовых складок, которая дает наилучшие результаты

Как известно, при выравнивании регистров голоса певец должен прикрывать переходные ноты.

Заслуживает внимание совет М.  М. Мирзоевой, что при повышении тонов прикрытие голоса следует начинать за кварту до переходных нот, иначе голос вверх не пойдет без избыточного мышечного напряжения или даже без срыва. Следующие ноты после переходных звуков можно и «открывать, но в позиции прикрытия».

Понятие прикрытия звука осуществляется в результате наклона надгортанника, прикрывающего вход в гортань. Чем больше наклоняется надгортанник, тем ниже опускается гортань. «Открывать звук в позиции прикрытия» – это значит постепенно уменьшать наклон надгортанника, в то время как гортань должна остаться наместе, то есть сохранить прежнее положение

По воспоминаниям ее учеников Мария Моисеевна Мирзоева обладала идеальным вокальным слухом. Она умела показать своим голосом нужное звучание, предложить необходимый прием и дать корректную оценку полученному звучанию голоса ученика

При выравнивании голосовых регистров М. М. Мирзоева обращала особое внимание на озвученность грудных резонаторов. Для самоконтроля ученик клал руку на грудь и пел на низких нотах грудным голосом, чтобы почувствовать, как хорошо резонирует грудь.

Мария Моисеевна говорила:
«Тыслышишь, как резонирует грудь? Так должно быть всегда.
Это правильное звучание. Без него построение звука не может быть верным. При пении любых звуков всегда должно ощущаться грудное резонирование, как и головное»

Иногда Мария Моисеевна не объясняла специально, как надо брать дыхание, считая, что оно всегда должно быть естественным. Вдох – не проблема. Главная забота при пении – это умение «затаивать» или удерживать дыхание при фонационном выдохе без особого напряжения.

Особо следует сказать об атаке звука. Для начала Мария Моисеевна использовала мягкую атаку звука, отрабатывая ее на округлой фонеме «а».

Если нет легкости звукообразования и недостаточно озвучивались головные резонаторы, то использовала слог «мм-а». Это всегда помогало.

Сначала учила спокойно брать дыхание. Потом говорила:
«Думай о том, как будто ты зеваешь и открой свое горло в тот момент, когда почувствуешь, что воздух выходит через голосовую щель, опусти гортань и давай голос» .
Эти три момента рекомендовалось делать в одно и то же время: зевание, опускание гортани, прохождение воздуха через голосовую щель.
«Гортань устанавливается в певческое положение очень легким зевком в момент вдоха, и никогда никаким другим специальным действием», – говорила Мария Моисеевна своим ученикам.
 Мирзоева, Мария Моисеевна. Художник Владимир Сачков
Мирзоева, Мария Моисеевна. Художник Владимир Сачков