Каждый год тысячи певцов обращаются к педагогам за помощью в освоении такого приёма как вибрато. Кажется, вибрато следующий запрос после работы над качеством звука и расширения диапазона. Почему? Вибрато – это то, что отличает речь от пения. Кроме того, вибрато позволяет координировать голос, скрывая множество недостатков. И не только это. Вибрато оказывает терапевтическое действие, устраняя проблемы с напряжением и качеством звука. И, наконец, оно значительно улучшает ваше пение и мелизмы.
Если вы недовольны своим звуком, вы должны не судить себя, а научиться понимать работу мышц и способы её улучшения.
Если вы не знакомы с основным курсом «Singing Success 360», вам, возможно, стоит прослушать его в ближайшее время, т.к. упражнения в текущем курсе предполагают знание общей методики Singing Success.
Обратите внимание, часть упражнений являются координационными, временными. Они позволяют просто сдвинуть дело с мёртвой точки, но это ещё не окончательный вариант, не то вибрато, которое нам нужно.
Что такое вибрато?
Вибрато – САМЫЙ недооценённый технический инструмент среди певцов. Это один из немногих навыков, который сразу создаёт впечатление о певце как о серьезном профессионале или же новичке.
Возможно, вибрато может показаться немного пугающим, т.к. нам нужно понимать сразу несколько вещей: что это такое, как его создать, почему мы должны его использовать, КОГДА мы должны его использовать, и какие виды вибрато используются.
Прежде всего нужно отметить, что каждый может освоить технику вибрато. Любой хороший педагог может этому научить.
И хотя мы интуитивно идентифицируем вибрато, когда слышим его, перед началом обучения стоит определить более формальные критерии того, что такое вибрато и каким оно должно быть:
- Колебание или чередование двух тонов или серии атак создаёт изменение ноты. Обычно это колебание немного повышает высоту звука – приблизительно от полутона до тона. Иногда вибрато «огибает» ноту сверху и внизу.
- Некоторые считают, что лучшее вибрато – это изменение высоты звука менее чем на полтона (1/4 тона), часто оно звучит как пульсация на одной ноте.
- Колебания высоты звука должны быть плавными и приятными для слушателя. Слишком прерывистые колебания звучат как блеяние козла или очередь пулемета, хотя эти звуки можно временно использовать, чтобы создать более быстрое вибрато. Быстрые колебания называются «тремоло». Часто это результат избыточного напряжения, и у многих певцов оно, к сожалению, присутствует.
- Существуют разногласия по поводу того, какова скорость тремоло. Но есть то, что подвергается сомнению: определяющие факторы – чрезмерно сжатый голос и более широкий интервал (большая секунда – малая терция). Кроме того, при игре на гитаре (вспомните оригинал «Crimson and Clover») тремоло – это быстрое увеличение и уменьшение громкости. Некоторые преподаватели вокала считают, что тремоло в голосе – это то же самое, что и при игре на гитаре.
- Слишком медленное вибрато – это изменение высоты звука, которое может быть навязчивым, из-за этого голос кажется измученным, старым, испорченным и неустойчивым. Это называют «блеяние» или, неровное и неконтролируемое, называют «качкой». Обычно это 3 или 4 колебания в секунду, а в крайних случаях – 2.
- Певцы должны стремиться воспроизводить вибрато со скоростью не менее 5 и не более 7 колебаний в секунду. Таким образом, шесть колебаний считаются наиболее приятной для большинства слушателей частотой вибрато.
- У некоторых певцов ужасное вибрато, и их либо ненавидят, либо обожают за этот характерный звук.
- Некоторые певцы звучат так, как будто они воспроизводят вибрато после изучения множества техник, и это звучит фальшиво. Цель состоит в том, чтобы звучать так, будто у вас естественное, природное вибрато, даже если оно , на самом деле, создано вами намеренно.
- Многие известные певцы используют вибрато как часть своего вокального стиля и могут ускоряться и замедляться в середине песни или в соответствии с темпом песни.
- Вибрато снимает избыточное напряжение с голосовых складок и часто может появляться без использования специальных упражнений. Это следствие хорошей вокальной техники.
- Хорошо поставленное вибрато служит для «настройки» голоса на желаемую высоту звука. Иногда говорят, что идеальное вибрато связано с идеальным слухом. Это не худшее, что можно услышать от критиков.
- Вибрато – ЗНАЧИМАЯ часть музыкальных стилей, мелизмов, фишек и фразировки. Это придает энергию и уверенность певческому голосу.
Почему так трудно петь с вибрато?
Небольшое изменение высоты звука, определённая скорость перемещения между двумя нотами, а также колебания в узком диапазоне требуют контроля мышц, тренировки и практики. Возможно, вы недостаточно подготовлены, или вам нужна другая система работы с голосом.
Естественное или выученное вибрато?
И то, и другое. В сочетании. Хотя есть певцы, которые открывают рот и с первого раза получают вибрато. Но в большинстве случаев это не так.
Некоторым певцам, возможно, придется годами работать, чтобы обрести свободу, которую вибрато придаёт голосу. НО этому можно научиться.
Почему у меня нет вибрато, когда я пою?
Возможно, до прочтения этого текста вы не знали, как создаётся вибрато, или что ему можно научиться.
Кроме того, возможно, вас слишком сильно критиковали за то, как вы поёте. Необоснованная критика порождает страх. Страх порождает напряжение и нерешительность.
Возможно, у вас вокальная дисфункция, требующая вокальной терапии. Но это не ставит крест на вашем вокальном будущем. На самом деле, многие звезды прошли через вокальную терапию.
Повреждение голоса, аллергия, рефлюкс, поверхностное дыхание или – чаще всего – старый добрый ларингит не позволяют вашим голосовым связкам свободно вибрировать.
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK