Иногда полезно копировать певцов с хорошей техникой вибрато, а не заниматься целый день вокальными упражнениями. Но это не всегда работает. Чаще всего, вредные привычки искореняются хорошей методологией, продуманной вокальной техникой и правильными вокальными упражнениями.
И тем не менее, вот несколько хороших примеров для подражания:
Beyonce
Бейонсе – культовая, но противоречивая дива, много лет изучала вокал у коллег Бретта Мэннинга. Её сбалансированное смыкание связок, плавный маслянистый микст, лёгкий переход и мелизмы сочетаются с вибрато.
Когда вы слышите, как она слегка поднимается на ноту, меняя скорость вибрато, вы понимаете, что она очень хорошо контролирует свой голос. У неё быстрое естественное вибрато. Иногда она использует вибрато с мелизмами, что является продвинутым стилистическим подходом к исполнению вибрато.
Вибрато в голосе Бейонсе обладает тем, что старые мастера называли «плавающим» качеством. В студии Бретта Мэннинга помогают певцам обрести это «плавающее» качество.
Jewel
Джуэл – известна исключительным, эмоциональным, завораживающим звучанием. Её первая пластинка разошлась тиражом 13 миллионов экземпляров! И хотя это был музыкальный стиль 90-х, она продолжила совершенствовать своё звучание «уличного музыканта». Она использует более свободное, неторопливое и несколько преувеличенное вибрато.
Она нарушила множество общепринятых правил, снизив скорость колебаний, чтобы создать «эффект вибрато» в своём стиле. Всё это часть стиля и не имеет ничего общего с попытками овладеть совершенной техникой, особенно в её головном голосе.
Тогда как люди называют вибрато Джуэл блеянием, она может легко делать гораздо более быстрое, красивое вибрато – естественное и свободное – так, как если бы она прошла длительное обучение.
Dolly Parton
Долли Партон – самый известный «голос с быстрым [естественным] вибрато». Крошечный рост Долли намекает на лёгкий, тонкий тембр, а также чрезвычайно быстрое вибрато, которое почти никто не может воспроизвести.
Это значительная часть её стиля Теннесси Смоки Маунтин. В её голосе мало мощности. Она принимает свой тихий голос и не пытается петь громко или с медленным вибрато. Она дарит нам тот уязвимый звук, который сделал её легендой.
Долли Партон словно выросла на ферме и научилась вибрировать у ягнёнка или козлёнка.
Ariana Grande
Ариана Гранде – золотой стандарт ненавязчивого, плавного, постоянного и энергичного вибрато. Некоторые утверждают, что она слишком совершенна, и поэтому её музыке не хватает индивидуальности. Продажи её пластинок вряд ли подтверждают это.
Она демонстрирует пример описанного ранее вибрато: 5–7 колебаний в секунду с поразительной плавностью. Она действительно мастер. И вы можете подражать ей безо всяких опасений.
Кроме того, Ариана использует лёгкий микст, который позволяет ей «парить» в её естественном вибрато.
Whitney Houston
Уитни Хьюстон – обладательница самого сильного голоса среди современных див – Мэрайи, Селин и Уитни. Проблема сильного голоса заключается в том, что, если вы слишком долго удерживаете ровный тон, голос приобретает слишком большой вес и быстро травмируется.
Уитни неоднократно страдала от повреждений голосовых связок и перенесла несколько операций. В последнее десятилетие её трагически короткой жизни вы могли буквально слышать повреждение её голосовых связок.
Возможно, из-за злоупотребления запрещёнными веществами и слишком сильного грудного голоса она использовала «челюстное» вибрато. Быстрыми движениями челюсти в конце удерживаемых нот она избавлялась от вокального напряжения. К счастью, у неё в арсенале было достаточно естественного вибрато и мелизмов, чтобы раскрепостить звук и продлить карьеру.
Если бы Уитни научилась воспроизводить вибрато как побочный продукт – баланс между давлением воздуха и точностью смыкания голосовых связок, она сохранила бы вокальный диапазон. Её грудного голоса было достаточно для этого.
Уитни входит в тройку лучших певиц-примадонн, невероятно одарённых, превосходящих своих конкурентов, и стилистически гениальных. И всё же она потеряла голос.
Вот почему нам всем нужно учиться добиваться баланса во всех наших вокальных регистрах. Это сохранит голосовые связки здоровыми и сделает освоение вибрато менее сложной задачей, повысит его качество.
Christina Aguilera
Кристина Агилера – у тренеров по вокалу во всем мире разные мнения об этом взрывном мощном голосе. Бретт Мэннинг, скорее, из тех, кто относится довольно критично к подходу Кристины к вибрато, а также к её пению с чрезмерными мелизмами, которые оставляют мало места для оригинальной мелодии.
НО поклонники Кристины наслаждаются её пением, и многие певицы, продолжают исполнять вибрато в той же манере, что и Кристина. И так и должно быть.
Но, как и у Уитни, у нее достаточно тяжёлый, резкий голос, и она часто доводит его до предела, что приводит к нагрузке на мышцы, и вызовет крайний дискомфорт у многих из нас. Но не у самой Кристины.
Linda Ronstadt
В 1976 году Линда Ронстадт была на пике популярности со своей мега-популярной песней «You're No Good» и серией хитов из различных десятилетий и разных жанров.
Сочетание фолка, рока, блюза и поп-музыки сделало Линду легендой. В 1983 году она взялась за гораздо более сложную задачу – спеть преимущественно головным голосом в озвучке киноверсии бродвейской постановки «Пираты Пензанса».
Затем она рискнула – вопреки совету своего звукозаписывающего лейбла – и записала полностью испаноязычную пластинку, которая стала самой продаваемой испаноязычной пластинкой в истории США.
Если вы хотите по-настоящему глубоко погрузиться в тему разнообразия вибрато, исполняемого одной певицей, адаптирующейся к различным жанрам, изучите Линду Ронстадт. Но помните, что ей несколько не хватает прочной связи между ее головным и грудным голосом.
Вибрато Линды действительно нужно услышать, чтобы понять о чём идёт речь. Это нельзя описать. Это просто нужно слышать.
Faith Hill
Фейт Хилл – одна из самых продаваемых артисток всех времён. И во многом это заслуга её вибрато и энергии её невероятного, мощного и агрессивного голоса. Практически каждая начинающая кантри-певица хотела бы иметь такой контроль над своим вибрато, как у Фейт.
Песня «Walking On» – отличный пример молниеносного вибрато. Когда начинается её вибрато, это высвобождает её высокие ноты и вдыхает жизнь в песню. И наоборот, хит Фейт «Just Breathe» продемонстрировал эмоциональное вибрато на низких нотах.
Eva Cassidy
Ева Кэссиди – величайший современный мастер, который исполняет длинные ноты чётко и непринужденно, а затем, без каких-либо блеяний, челюстного вибрато или нездорового напряжения голоса, демонстрирует совершенную технику вибрато.
Отличный материал для изучения – это её исполнение «Autumn Leaves» и «Somewhere Over the Rainbow».
Mariah Carey
Самым замечательным в звуке Мэрайи Кэри в её ранние, вокально здоровые дни, было то, каким непревзойденным качеством она обладала на своих высоких нотах.
«O Holy Night» Мэрайи можно назвать одной из величайших записей всех времён. Она открывается высоким микстом, обусловленным идеальным сочетанием сжатия и расслабления голосовых связок.
Эта способность отпускать себя была бы невозможна без вибрато на высоких нотах. Это одно из сильных качеств, которое отличало её вокал.
Andrea Bocelli
У Андреа Бочелли что-то вроде придыхательного, иногда дрожащего диафрагмального вибрато на низких нотах. Но является ли это недостатком, слабостью голосовых связок или просто слабым грудным голосом? Пожалуй, нет.
Он использует своё необыкновенное обаяние, чтобы привлечь нас. Очевидно, что его микст обладает огромной силой (несмотря на то, что он лирический тенор) и захватывающим слух резонансом.
Здоровье его голосовых связок также не должно подвергаться сомнению. Разнообразие звучания весьма разнообразно – вплоть до лёгкой хрипотцы. Но при этом он всегда весьма бережно относится к своему первозданному голосу.
Если вы прислушаетесь к вибрато Андреа Бочелли, то услышите очень узкую волну, которая больше похожа на пульсацию с небольшим изменением высоты тона. Когда он переходит на высокие ноты, в его вибрато появляется почти классический или оперный характер.
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK