18K подписчиков

Главная тайна «Лунной ночи» Куинджи | Природа в искусстве

569 прочитали

Расцветом творчества Архипа Куинджи принято считать 1870-е годы. К этому времени грек-сирота из Мариуполя без гроша в кармане превратился в обеспеченного, известного и востребованного художника, твёрдо стоявшего на ногах и жившего с молодой женой в Петербурге.

В этот период Куинджи много и плодотворно работает и создаёт некоторые из своих самых знаменитых картин. Но настоящей сенсацией тогда стала «Лунная ночь на Днепре», о которой я хочу рассказать.

Подробнее о жизни Архипа Куинджи я уже писала, ссылка на эту публикацию в конце статьи
Подробнее о жизни Архипа Куинджи я уже писала, ссылка на эту публикацию в конце статьи

Разлад с передвижниками

В своих ранних произведениях Куинджи следовал заветам Айвазовского, учеником которого хотел стать в молодости, и в некоторых работах очень заметно влияние мариниста. Позже, познакомившись с передвижниками, художник увлекается их социальными идеями и создаёт типичные для них меланхоличные пейзажи настроения.

Архип Куинджи. Осенняя распутица, 1870. Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. Осенняя распутица, 1870. Русский музей, Санкт-Петербург

Но некоторое время спустя Куинджи отходит и от идей передвижников, и вместо «унылого» пейзажа настроения, который запечатлевает прозу жизни и создаётся для того, чтобы над этой жизнью задуматься, начинает писать пейзажи декоративные, над которым не надо думать, а надо просто с наслаждением созерцать.

«Передвижники пытались в пейзаже истолковать жизнь, а Куинджи отклонил всякое намерение исследовать действительность, заменив его открытым и откровенным желанием наслаждаться сущим», — писал искусствовед Виталий Манин.
Украинская ночь, 1876. Третьяковская галерея, Москва
Украинская ночь, 1876. Третьяковская галерея, Москва

Так начался «романтический» период в творчестве Куинджи. А после газетной статьи, в которой Михаил Клодт, передвижник и академик, раскритиковал его творчество, обвиняя в однообразии и излишнем увлечении светом, Куинджи использует это как повод окончательно порвать с передвижниками и уйти из Товарищества в свободное плавание.

Загадочный офицер

Вскоре после этого мастер создаёт «Лунную ночь на Днепре». На небе, которое занимает большую часть холста — переменная облачность, сквозь которую вдруг появляется яркая полная луна. Она освещает своим холодным светом широкую, сонно текущую реку. В этом свете проявляются контуры стоящей на берегу мельницы, а окна домов откликаются бликами.

Лунная ночь на Днепре, 1880. Русский музей, Санкт-Петербург
Лунная ночь на Днепре, 1880. Русский музей, Санкт-Петербург

По композиции и цветовой гамме пейзаж простой и сдержанный, но главное в нём — контрастное сочетание чёрного и яркого зелёного и исходящий от холста свет. Уже во время работы Куинджи над картиной по городу разнёсся слух о ней благодаря визитам в мастерскую друга художника Ивана Тургенева, который был восхищён ещё не законченным пейзажем.

Тогда Куинджи стал показывать его всем желающим прямо у себя дома. Однажды посмотреть на картину пришел молодой офицер. Посмотрев, он спросил, продается ли работа. На что Куинджи, визуально оценив посетителя, ответил, что картина слишком дорогая.

Лунная ночь на Днепре, 1880. Фрагмент
Лунная ночь на Днепре, 1880. Фрагмент

Но офицер настаивал, и тогда художник назвал непомерно высокую цену — 5000 рублей, что было в то время целым состоянием. Куинджи полагал, что после этого посетитель откажется от затеи и уйдёт, но тот неожиданно согласился на покупку. Чуть позже Куинджи узнал, что это был великий князь Константин Константинович Романов.

Выставка одной картины

После продажи художник оставил картину в мастерской, чтобы завершить работу, а потом организовал моновыставку для её демонстрации, что было для тех времён событием редким и громким. Выставки одной картины до этого в Российской империи не устраивались.

Мероприятие состоялось поздней осенью 1880 года в Обществе поощрения художеств на Большой Морской улице, 38 (ныне Союз художников). Гигантская очередь желающих увидеть пейзаж тянулась по всей улице до Невского проспекта и хвост её заходил на соседнюю Малую Морскую улицу. Люди стояли часами, приходили изо дня в день и даже дожди их не пугали.

Лунная ночь на Днепре в Русском музее, 2023 год
Лунная ночь на Днепре в Русском музее, 2023 год
В выставочном зале были закрыты плотными драпировками окна, чтобы свет не проникал с улицы, а картину освещал луч одной лампочки, что ещё больше усиливало эффект красочного свечения.

Отзывы на работу были разные, в том числе появлялись разные инсинуации на тему того, как художник добился такого цвета: то ли добавил в краски фосфор, то ли писал перламутровыми японскими красками, то ли работа выполнена на стекле и сзади её подсвечивает лампа.

Но были и многочисленные восторженные отзывы, благодаря которым «Лунная ночь» приобрела легендарную славу. Как оказалось, картина была написана не на стекле, а на обычном холсте. Но как же художнику удалось создать эти удивительные цвета, которые потрясли публику?

Лунная ночь на Днепре, 1880. Фрагмент
Лунная ночь на Днепре, 1880. Фрагмент

Секрет — в глазах, руках и битуме

Дело в том, что Куинджи много экспериментировал с красочными пигментами вместе со своим другом химиком Дмитрием Менделеевым. Куинджи и сам изучал разные науки, а также пользовался научными трудами Фёдора Петрушевского, который исследовал влияние света на цвет.

«Лунная ночь на Днепре» была написала битумными, или асфальтовыми, красками, в которых были дополнительные, не использовавшиеся ранее цвета, созданные Куинджи. А иллюзия исходящего от картины света возникала благодаря цветовым и тепловым контрастам, а также технике многослойной живописи лессировками, когда краску кладут тонким, прозрачным слоем.

Менделеев и Куинджи играют в шахматы
Менделеев и Куинджи играют в шахматы

Почему же среди всех художников именно Куинджи стал мастером света? На этот вопрос есть вполне чёткий ответ — он лучше всех видел. Это было доказано с помощью специального прибора, которым Менделеев измерил свето- и цветочувствительность глаз многих художников. Оказалось, глаза Куинджи особенно чувствительны к тонким нюансам тонов.

Главное откровение

К сожалению, эксперименты на то и эксперименты, что не все они удачны. Впоследствии оказалось, что битумные краски недолговечны. Уже тогда, когда картина была едва завершена, среди художников возникли дискуссии на эту тему. Портретист Крамской задавался вопросом: «...долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?»

Расцветом творчества Архипа Куинджи принято считать 1870-е годы.-9

Оказалось, что нет. После выставки «Лунную ночь» отдали хозяину — Константину Романову, и тот вопреки предупреждениям и неодобрению самого автора отправился с ней в кругосветное морское путешествие, которое длилось больше года. За это время из-за света, влажности и морского воздуха битумные краски испортились и потемнели.

После путешествия великий князь попросил Куинджи отреставрировать полотно, на котором к тому же появились царапины, но полностью восстановить картину не удалось. Так что сейчас «Лунная ночь на Днепре», которую вы можете увидеть в Русском музее, выглядит совершенно не так, как при своем рождении. А какой она была тогда в 1880 году на той самой моновыставке, мы никогда не узнаем.

Известно, что у «Лунной ночи» есть несколько авторских повторений, в том числе полноформатное повторение «Ночь на Днепре» 1882 года из Третьяковской галереи
Известно, что у «Лунной ночи» есть несколько авторских повторений, в том числе полноформатное повторение «Ночь на Днепре» 1882 года из Третьяковской галереи

Лично для меня эта работа, которую специалисты считают самой известной и даже главной в творчестве художника, не является любимой. Мне больше нравятся его «дневные» пейзажи северной природы и Крыма. А вам?

На этом пока всё. Спасибо, что дочитали до конца. Ещё в этом блоге: