Расцветом творчества Архипа Куинджи принято считать 1870-е годы. К этому времени грек-сирота из Мариуполя без гроша в кармане превратился в обеспеченного, известного и востребованного художника, твёрдо стоявшего на ногах и жившего с молодой женой в Петербурге.
В этот период Куинджи много и плодотворно работает и создаёт некоторые из своих самых знаменитых картин. Но настоящей сенсацией тогда стала «Лунная ночь на Днепре», о которой я хочу рассказать.
Разлад с передвижниками
В своих ранних произведениях Куинджи следовал заветам Айвазовского, учеником которого хотел стать в молодости, и в некоторых работах очень заметно влияние мариниста. Позже, познакомившись с передвижниками, художник увлекается их социальными идеями и создаёт типичные для них меланхоличные пейзажи настроения.
Но некоторое время спустя Куинджи отходит и от идей передвижников, и вместо «унылого» пейзажа настроения, который запечатлевает прозу жизни и создаётся для того, чтобы над этой жизнью задуматься, начинает писать пейзажи декоративные, над которым не надо думать, а надо просто с наслаждением созерцать.
«Передвижники пытались в пейзаже истолковать жизнь, а Куинджи отклонил всякое намерение исследовать действительность, заменив его открытым и откровенным желанием наслаждаться сущим», — писал искусствовед Виталий Манин.
Так начался «романтический» период в творчестве Куинджи. А после газетной статьи, в которой Михаил Клодт, передвижник и академик, раскритиковал его творчество, обвиняя в однообразии и излишнем увлечении светом, Куинджи использует это как повод окончательно порвать с передвижниками и уйти из Товарищества в свободное плавание.
Загадочный офицер
Вскоре после этого мастер создаёт «Лунную ночь на Днепре». На небе, которое занимает большую часть холста — переменная облачность, сквозь которую вдруг появляется яркая полная луна. Она освещает своим холодным светом широкую, сонно текущую реку. В этом свете проявляются контуры стоящей на берегу мельницы, а окна домов откликаются бликами.
По композиции и цветовой гамме пейзаж простой и сдержанный, но главное в нём — контрастное сочетание чёрного и яркого зелёного и исходящий от холста свет. Уже во время работы Куинджи над картиной по городу разнёсся слух о ней благодаря визитам в мастерскую друга художника Ивана Тургенева, который был восхищён ещё не законченным пейзажем.
Тогда Куинджи стал показывать его всем желающим прямо у себя дома. Однажды посмотреть на картину пришел молодой офицер. Посмотрев, он спросил, продается ли работа. На что Куинджи, визуально оценив посетителя, ответил, что картина слишком дорогая.
Но офицер настаивал, и тогда художник назвал непомерно высокую цену — 5000 рублей, что было в то время целым состоянием. Куинджи полагал, что после этого посетитель откажется от затеи и уйдёт, но тот неожиданно согласился на покупку. Чуть позже Куинджи узнал, что это был великий князь Константин Константинович Романов.
Выставка одной картины
После продажи художник оставил картину в мастерской, чтобы завершить работу, а потом организовал моновыставку для её демонстрации, что было для тех времён событием редким и громким. Выставки одной картины до этого в Российской империи не устраивались.
Мероприятие состоялось поздней осенью 1880 года в Обществе поощрения художеств на Большой Морской улице, 38 (ныне Союз художников). Гигантская очередь желающих увидеть пейзаж тянулась по всей улице до Невского проспекта и хвост её заходил на соседнюю Малую Морскую улицу. Люди стояли часами, приходили изо дня в день и даже дожди их не пугали.
В выставочном зале были закрыты плотными драпировками окна, чтобы свет не проникал с улицы, а картину освещал луч одной лампочки, что ещё больше усиливало эффект красочного свечения.
Отзывы на работу были разные, в том числе появлялись разные инсинуации на тему того, как художник добился такого цвета: то ли добавил в краски фосфор, то ли писал перламутровыми японскими красками, то ли работа выполнена на стекле и сзади её подсвечивает лампа.
Но были и многочисленные восторженные отзывы, благодаря которым «Лунная ночь» приобрела легендарную славу. Как оказалось, картина была написана не на стекле, а на обычном холсте. Но как же художнику удалось создать эти удивительные цвета, которые потрясли публику?
Секрет — в глазах, руках и битуме
Дело в том, что Куинджи много экспериментировал с красочными пигментами вместе со своим другом химиком Дмитрием Менделеевым. Куинджи и сам изучал разные науки, а также пользовался научными трудами Фёдора Петрушевского, который исследовал влияние света на цвет.
«Лунная ночь на Днепре» была написала битумными, или асфальтовыми, красками, в которых были дополнительные, не использовавшиеся ранее цвета, созданные Куинджи. А иллюзия исходящего от картины света возникала благодаря цветовым и тепловым контрастам, а также технике многослойной живописи лессировками, когда краску кладут тонким, прозрачным слоем.
Почему же среди всех художников именно Куинджи стал мастером света? На этот вопрос есть вполне чёткий ответ — он лучше всех видел. Это было доказано с помощью специального прибора, которым Менделеев измерил свето- и цветочувствительность глаз многих художников. Оказалось, глаза Куинджи особенно чувствительны к тонким нюансам тонов.
Главное откровение
К сожалению, эксперименты на то и эксперименты, что не все они удачны. Впоследствии оказалось, что битумные краски недолговечны. Уже тогда, когда картина была едва завершена, среди художников возникли дискуссии на эту тему. Портретист Крамской задавался вопросом: «...долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?»
Оказалось, что нет. После выставки «Лунную ночь» отдали хозяину — Константину Романову, и тот вопреки предупреждениям и неодобрению самого автора отправился с ней в кругосветное морское путешествие, которое длилось больше года. За это время из-за света, влажности и морского воздуха битумные краски испортились и потемнели.
После путешествия великий князь попросил Куинджи отреставрировать полотно, на котором к тому же появились царапины, но полностью восстановить картину не удалось. Так что сейчас «Лунная ночь на Днепре», которую вы можете увидеть в Русском музее, выглядит совершенно не так, как при своем рождении. А какой она была тогда в 1880 году на той самой моновыставке, мы никогда не узнаем.
Лично для меня эта работа, которую специалисты считают самой известной и даже главной в творчестве художника, не является любимой. Мне больше нравятся его «дневные» пейзажи северной природы и Крыма. А вам?
На этом пока всё. Спасибо, что дочитали до конца. Ещё в этом блоге: