Кем по вероисповеданию был Царь Пëтр? Бытует несколько расхожих теорий. Есть одна такая версия, что Пëтр l был якобы западником и втайне протестантом. Этим объясняют его жестокость к русскому православному населению и к Церкви, которую он в период своего правления переформатировал буквально в одно из чиновничьих ведомств (ни один монарх Христианского Мира не посмел сделать то, что устроил царь Пëтр).
Но если бы Пëтр был протестантом, то хотя бы на деле показал свою некую снисходительность к другим протестантам. А еë не было, этот царь использовал людей как ресурс собственного возвеличивания, не жалел никого и бросал народ в топку войны. Особенно жалости у него не было к мятежным и враждебным народам, гонения на старообрядцев были одними из самых страшных и жестоких в период его правления, по сравнению даже с другими царями, вроде как приверженцами православных традиций.
Первого российского монарха Нового Времени называют западником, но он не был им. Он не заимствовал в Европе ничего из ее достижений в области религии, гуманности, ценностей Цивилизации. Его интересовали корабли, техника, военные и, отчасти, точные науки, только ради войны и производства. И если бы они были лучше развиты в Турции, то можно с уверенностью сказать, что он снарядил бы Великое посольства (а затем слал молодых людей на обучение) в Стамбул, а не в Амстердам или Лондон. Причем с куда большей охотой, так как Россия с Турцией находились, по ряду признаков, в одной лодке. Европейские законодательные нормы, фиксирующие права личности, были для обоих авторитарных правителей, царя и султана, не то что бы ножом острым, но вообще непостижимы и абсолютно неприемлемы.
Версия, что Пëтр криптопротестант даже звучит оскорбительно. Жестокость над протестантским населением Прибалтики была неслыханной, она не поддаëтся требованиям военной необходимости. Акции геноцида в начальный период войны проводились на всех захваченных территориях Прибалтики. Войска под командованием Б.П. Шереметева выжигали не только села, деревни, мельницы и мызы. Тактика выжженной земли предполагала уничтожение даже лесов, что лишало мирное население какой-то возможности даже отстроиться или хотя бы согреть свои хижины в зимние холода, от этого страдали и русские войска впоследствии. А шансов для коренного населения на выживание не оставалось никаких. Кроме того, значительная часть жителей без различия пола и возраста уводилась вглубь России с тем, чтобы впоследствии быть выставленной в качестве живого товара на невольничьих рынках Москвы или на юге, в Крыму или пограничных с ним регионах на продажу мусульманам.
Масштаб торговли лютеранами достиг такого предела, что Православный Патриарх Иерусалимский Досифей, окормлявший греческую и русскую общины в Турции, писал Петру об этом: "Шведы, хотя и еретики, но как емлют их к Москве, бывают православными и скоро и помалу (то есть, в Москве, рано или поздно принимают православие). Но имеют поволность некия [купцы] вывезти их в землю турскую. Не грех ли перед Богом, но и на свете великое безчестие, понеже не из которого иного христианскаго государства не привозят сюды продавать христиан, а из святых стран (то есть, Москвы), [что и] признать непристойно (то есть Русское Царство единственное государство Христианского Мира, что продавало рабов христиан в Турцию). Надобно там, аще изволите повелеть, чтобы не вывозили христиан болше, [а в наказание] предложить ослушникам не ино, но смерть не отложную и будет великая честь и великая слава твоему царскому величеству". Патриарх всерьëз не верил в то, что Пëтр может допускать подобное и считал это произволом на местах, призывая к смерти работорговцев.
Этот правитель войдëт в историю череды кровавых тиранов, но во что Пëтр и такие как он верили? Почему Гитлер называл себя католиком, даже вносил необходимую десятину в Церковь, но при этом без зазрения совести утопил католические страны в крови, уничтожив от своих действий более десяти миллионов католиков в своей стране и во вне, в одной только Польше треть католического духовенства была истреблена. Пëтр так же будучи формально православным над Православием откровенно глумился и использовал своих православных подданных словно ресурс для личных амбиций, истребив этим значимую часть населения во время Северной Войны. Так во что верят тираны?
Предполагаю что тираны если во что-то и верят, так только в себя, ради своих подданных оставаясь формально верующими, говорящие слова близкие к народу, но будучи далëкими от любых форм религии, кроме самообожествления, они себя чтут и считают свои страны своей собственностью, оттого все эти их патриотические планы Великой Германии или Великой России. Для них подданные это собственность, человек получающий безграничную власть впадает в вероятный соблазн представить себя самого богом. Ты можешь казнить, кого хочешь, прославить, кого пожелаешь, правишь и властвуешь словно Бог, а люди копошатся словно муравьи, люди верят там в какого то там далëкого Бога, но ведь правосудия их Господа не видно, а ты сам себе земной хозяин их жизней.
Тираны не верят в Бога, или верят в Него на уровне удобного "бога на побегушках" исполняющего любые их прихоти и всегда во всëм поддерживающие. Для Них Бог - это их далëкий коллега, но они его не боятся, поскольку любой другой искренне верующий Владыка подобного абсолютизма не пошëл бы на такие жестокости. Некоторые скажут, что ведь в тиранах есть и положительное: разве в СССР не была проведена грандиозная индустриализация? Или Пëтр не построил величественный Петербург? Но ведь у нас есть много примеров великих государств, где заводы, города, дороги не строились на костях стольких жертв, как при владычестве тиранов, возомнивших себя богами.