Двухэтажная Америка, оказавшаяся посреди истории семейная трагедия, множественные сценарные перипетии и повороты, неоднозначные персонажи - всё это относится к давно канувшему в лету жанру локального триллера, действия которого ограничиваются парочкой соседствующих домов на просторах тихого и уютного штата. В 2018-м году этот поджанр попробовал воскресить бельгийский режиссёр Оливье Массе-Депасс: его "Материнский инстинкт" был принят достаточно сдержанно, но не столь заметно, вследствие чего идея о реинкарнации стиля Хичкока снова канула в небытие. До тех пор, пока с предложением о ремейке фильма Депасса не выступили американцы, а конкретно - оператор Бенуа Деломм, для которого версия "Материнского инстинкта" стала полноценным режиссёрским дебютом. Но чем может удивить зрителей старая история в новой обёртке?
Деломм практически не меняет сценарную фабулу: во главе истории стоят две близкие подруги, а по совместительству ещё и соседки, Селин и Элис, мирное существование которых нарушает тяжёлая трагедия. После чего в отношениях персонажей медленно начинает нарастать тревога, которая эскалируется чуть ли не ежеминутно из-за поспешных выводов и действий окружения соседок. "Материнский инстинкт" даже сложно назвать триллером в полноценном понимании этого слова, ведь главенствующая тема фильма - затмевание нравственности и рациональности на фоне бурлящих эмоций и гнева. Это ли не очередная по счёту психоаналитическая драма, размышляющая о строении женской анатомии на фоне столь ужасных и травмирующих событий?
Как и Массе-Депасс, Бенуа Деломм почти не выходит за границы владений главных героинь, по большей части ограничивая действия их домиками и лужайками. Режиссёр концентрируется на бодрящих и маниакальных диалогах и метаморфозах персонажей, превращая их из верных и близких подружек в непримиримых и одержимых возмездием врагов. Весь "Материнский инстинкт" строится вокруг исследования женской анатомии, во главе которой оказываются преждевременные чувства, приводящие события ленты к настоящей точке невозврата и превращающие фильм в подобие классической ленты Альфреда Хичкока (не зря европейскую версию "Инстинкта" так аккуратно сравнивали с работами бессмертного кинематографического классика)
Главные роли Деломм отвёл эшелонным звёздам первой величины: Энн Хэтэуэй и Джессике Честейн. Их обе сценарные ипостаси имеют отличительные характеры и сюжетные линии, аннигилирующие мир и покой своей зоны комфорта чуть ли не с первых же минут после начала картины. Одна мать перенесла тяжёлую трагедию, другая - имеет серьёзные психические проблемы: неплохой дуэт для разогрева маниакальной истории, согласитесь. Деломм концентрируется исключительно вокруг героинь Честейн и Хэтэуэй, в то время, как остальные члены семейств послушно прислуживают производственному составу на второстепенном плане
Однако, как бы это не было странно, "Материнскому инстинкту" сложно удивить зрителя чем-то особенным и выделяющимся из общей массы ему подобных триллеров: лента имеет самую простую и даже банальную завязку, приводящую историю к невообразимой паранойе. Пожалуй, даже самый неискушённый зритель не разглядит в сюжете американской версии "Инстинкта" какие-то новшества или оригинальные детали, вследствие чего любая проскакивающая в кадре оригинальность сводится на нет. Что, впрочем, не мешает восхититься невероятным напряжением, которое Деломм подаёт нам через экран самым широкодоступным способом
Ещё следует помнить, что "Материнский инстинкт" - дебютная режиссёрская работа для Деломма, ведь до неё он был высокопрофессиональным оператором. И эта мастерская отточенность руки видна буквально в каждом кадре фильма: автор концентрируется на важных сюжетных визуальных деталях, играющих в ленте роль "чеховского ружья", и подбирает местами настолько завораживающие и красивые ракурсы, что от мастерства Деломма невозможно остаться равнодушным. Режиссёр создаёт маниакальное напряжение и тревогу в воздухе с помощью не только накаляющихся диалогов, но и визуального повествования. Всё-таки мастерство с годами не пропадает, а лишь укрепляется
Впрочем, "Материнский инстинкт" действительно не может удивить зрителя ничем кардинально новым и оригинальным. Это самый стандартный, в классическом понимании данного слова, и прямолинейный психоаналитический триллер с роботизированным нарративом, но в нём же у фильма и заключено главное достоинство. Лента справляется со своими обязанностями, перенося зрителя в сюрреалистичный и разрушенный внутренний мир двух героинь, оказавшихся по разные стороны баррикад из-за психологических проблем и субъективного восприятия одной и той же проблемы. Мы взглянули на классическую историю Хичкока под перспективой женщин - а в этом плане "Материнский инстинкт" работает безупречно. Или кто-то действительно ждал большего?
Плюсы:
- Маниакальное напряжение
- Прекрасные Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн
- Операторские ракурсы
- Неплохая режиссура, как для дебюта
- Сюрреалистичная атмосфера
- Дань уважения классическим представителям жанра
Минусы:
- Роботизированный нарратив
- В чём-то поверхностная и даже вторичная история
- Никаких новшеств или оригинальных для жанра приёмов