Найти в Дзене

Отречение от престола. Человек как центр вселенной или глухая периферия

Яндекс. Картинки.
Яндекс. Картинки.

Мы живём в мире бесконечно малых и бесконечно больших величин. И каждый из нас совмещает в себе расходящиеся ножницы обеих бесконечностей. Перед лицом вечности и вселенной мы – ничто, но каждый из нас охватывает мыслью всю вселенную и пытается раздвинуть рамки времени в обе бесконечные стороны: в прошлое и в будущее. На планете нас миллиарды, и жестокая, хотя и бесстрастная статистика говорит о том, что ежедневно умирают сотни тысяч людей. И каждый из этих ста тысяч наверняка считал себя центром вселенной, да что там считал – действительно был им. Так уж мы устроены, что центр мира постоянно перемещается вместе с нами, и неважно, что для кого-то ты – глухая периферия. Ты и сам так можешь считать, но другого взгляда на окружающий мир, кроме как из центра своего «я», у тебя нет.

Весь мир принадлежит тебе по праву рождения, как первенцу в королевской семье принадлежит государство, и для этого вовсе не обязательно исколесить весь мир вдоль и поперёк, да это и невозможно. «Великие дела учат нас, – писал американский философ 19 века Ралф Эмерсон, – что вселенная – собственность каждого живущего в ней индивидуума. Всякое разумное существо располагает всей природой в качестве своего поместья и приданого. Природа принадлежит ему, если он того хочет. Можно лишить себя её, можно забиться в свой угол и отречься от престола, как и поступает большинство людей, но каждому существу принадлежит право на это царство по самой его природе».

Хочется спросить, но почему только «великие дела учат нас», и что, собственно, зависит от желания и нежелания человека? Человек коронован на царство уже только потому, что он человек. Его личное ничтожество ничего не значит, на лестнице эволюции он всё равно стоит на первых ступенях. А если следовать принятой аналогии, то мало ли было на престолах государств ничтожных правителей? В общем и в частности, каждый из нас – венец природы, владыка вселенной. «Я – родом из вселенной!» – с гордостью говорил Сократ.

С этой точки зрения любопытно понаблюдать, как в переполненном трамвае один владыка вселенной лезет в карман или в сумку к другому владыке, или как кучка пьяных властителей мира избивают в тёмной подворотне своего коронованного коллегу и т. д. Совершая любую мерзость и низость, каждый из коронованных мерзавцев спокойно продолжает занимать свой престол и находиться во главе эволюции мира. И опять-таки, разве подобное не случалось в мировой истории, разве мало подонков занимало престолы, причём, в самых цивилизованных странах? Но всё-таки человеческая история более справедлива, чем законы эволюции: немало было свергнуто с престолов коронованных негодяев, а на лестнице эволюции любой жулик и недоумок так и стоит рядом с Сократом.

К несчастью, хотя и справедливо, и здесь созрела революционная ситуация. Сегодня, когда существование мира зависит от разума и воли человека, требования к венцу природы резко возросли. И выясняется, что в массе своей человек этим требованиям не соответствует. Законы эволюции никто не отменял, но параллельно с ними начинают преобладать другие законы – законы человеческого сообщества.

«Впервые в истории человечества, – так формулирует эти законы В. И. Вернадский, – интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой».

Увы, речь не идёт о муравьиной куче или о пауках в банке. И уж тем более не подразумевается разумная плесень в биосфере Земли. «Свободная мысль личности» должна соответствовать не только техническому уровню развития эпохи, но и её нравственным требованиям. Престол царя природы у человека никто не отбирал, но меняется само понятие природы: в сегодняшней биосфере человек даже биологически начинает преобладать, не говоря уже о сфере его разума и деятельности.

И пришла пора снова обратиться к словам Эмерсона, перенесённым из 19-го века в век 21-ый и наполненным уже совершенно новым смыслом. Если Эмерсон говорил о праве человека на престол царя природы в возвышенном смысле и отречение от престола связывал с личным желанием большинства людей, то сегодня это отречение от их желания не зависит. Пьяного садиста из подворотни в 21-ом веке разумным уже не назовешь. Или подобные особи исчезнут, как некогда неандертальцы, и дадут дорогу новым людям, или начнут преобладать, и тогда эволюция пойдёт вспять, и единственные искорки разума во вселенной погаснут.

Тем не менее, отречение от престола в наше время происходит не только на уровне морального безумия отбросов человеческого общества, но и на противоположном уровне, где практикуется самоутверждение людей, наций или держав, как высших представителей человечества. Если часть общества, наделённая богатством и властью, ставит себя выше остальных людей, то весь принцип коронации человека, как царя вселенной, да и весь процесс новой эволюции подвергаются сомнению. Сегодня ты богат, а завтра разорился, сегодня ты у власти, а завтра тебя свергнут, так ты уже и недочеловек. То же самое касается и наций, и сверхдержав. Вся эта перетасовка недостойна вселенского уровня человека и человечества.