Найти тему

В поисках несуществующего. Инструкция.

У нас в Минводах недавно выступил с лекцией для учителей московский телеведущий и учитель географии Иван Колечкин. Я лекцию посмотрела в записи, автор любезно предоставил, и статью его прочла в инете, любой может найти, и немножечко очень поразилась. Он меня эмоционально включил, но этого мало, сама идея, подход, метод – настолько вне рамок привычного, что поднимает и над школьными буднями, и над реалиями личными. Построенный на совмещении фактов из совершенно разных областей знаний и незнаний, он взламывает границы восприятия и делает географию, не «графией», а жизнью.

Одно название мастер-класса Колечкина говорит о многом - "Пространство логики или этюд о конвергентном подходе".

Конвергентный подход – это попытка научить предмету через решение межпредметных задач, условия которых лежат в междисциплинарной плоскости, а ответ может быть вариативным.

Справка: Иван Колечкин - финалист конкурса «Учитель года Москвы 2010», победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», ведущий телевизионной программы «Уроки географии» на телеканалах «Моя планета» и «Россия-2», автор и ведущий циклов просветительских и образовательных программ «Нулевой километр», «Полюс зовет», «Время великих открытий», «Галопом по Европам», «За тридевять Земель…», автор сборников и задач по географии для 5-11 классов.

На лекции географ задает вопросы, и тут же сам стремительно отвечает на них. Время нашпиговано фактами. Только поспевай за ходом мысли:

- 80% неудач на ОГЭ, ЕГЭ и прочих испытаниях знаете почему?

- Потому что мы не дочитываем задание до конца!

Откуда взялся этот вопрос? Учитель предложил отправиться на поиски острова невезения. Того самого – из песни Андрея Миронова в фильме «Бриллиантовая рука». Но чтобы найти остов, нужно выяснить, как пишется название – если с большой буквы – это топоним, если с маленькой – метафора. Где найти информацию? Как часто большинство современников отвечают - в интернете.

- Откуда всё берется в интернете?

- Как деньги в тумбочке, кто-то положил.

Слушателям лекции представляется настоящий первоисточник - виниловая пластинка. Наконец, можно определить реален ли искомый остров. Название написано с заглавной буквы! Но тут таится ловушка. Те, кто дочитывают задание до конца – получают выигрыш и высшие баллы. В тексте на пластинке 8 орфографических ошибок. География танцует под руку с лингвистикой. А учитель, забраковав этот источник информации, мчится на поиски следующего…

Это действительно пространство логики, это основы анализа и критического мышления, это увлекательное путешествие по областям знаний, по океанам, странам, смыслам… Варианты исключаются и отбраковываются один за одним, а потом включаются вновь. Крокодилы и пальмы мгновенно сменяются на снег и лед острова Врангеля, потом дикари превращаются в миролюбивых охотников Алеутского архипелага, и расследование можно продолжать… Скажите, вам стало интересно?

- Любое место, любой человек, любой объект вне зависимости от его местонахождения может стать центром притяжения внимания, интереса – да чего угодно в пространстве, – надо просто наполнить его содержанием, смыслом, - считает Иван Колечкин.

И что-то в этом есть такое, что я сама искала. Интерес. Откуда берется интерес? Им можно заразить. Однозначно. А еще наполнить ранее бессмысленное смыслом.

И неожиданно.

Если искать на карте несуществующий объект – он начнет существовать. Пусть не на карте, а в реальности.

И можно смело прокладывать путь, используя подходящую лично тебе инструкцию: слова песни, любимое стихотворение, свои желания, свое воображение... Исключай недостоверные представления о себе, исключай варианты, которые ведут в пропасть. Запасайся знаниями о мире. Навигация открыта, море возможностей свободно.

Светлана Соколова

для газеты "Время", город Минеральные Воды