Как не поддаться уловкам финансовых жуликов разных сортов и что делают банки для защиты клиентов - поделились специалисты.
Банковское мошенничество в Латвии достигло небывалого размаха. Ассоциация финансовой индустрии подсчитала, что за прошлый год злоумышленники выманили у жителей Латвии 12,6 миллиона евро. По сравнению с 2022-м число случаев финансового обмана выросло на 45%. Потерю еще 9,2 миллиона удалось предотвратить.
В ассоциации рассказали, как мошенники уводят деньги у латвийцев и что предпринимают банки, чтобы уберечь своих клиентов.
❗️ Инвестиционное мошенничество
Мошенник по телефону предлагает сделать очень выгодную инвестицию (акции, облигации, криптовалюты, редкие металлы, альтернативная энергетика, зарубежные инвестиции). Номер телефона чаще всего имеет код другой страны.
❗️ Фишинг
Мошенники пытаются обманом выудить личную информацию жертвы с помощью электронной почты, СМС или сообщения в мессенджере. В них есть ссылка, при переходе по которой жертва попадает на поддельный веб-сайт, визуально напоминающий настоящий сайт банка.
❗️ Кредитное мошенничество
Мошенники распространяют в соцсетях предложения с невероятно выгодными процентными ставками по кредиту и другими условиями. Для получения кредита жертву под разными предлогами просят внести аванс.
❗️ "Романтическое" мошенничество
Знакомство с потенциальными жертвами происходит через соцсети или сайты знакомств. Мошенник создает фейковый профиль и выдает себя за другого человека, в ходе общения пытается вызвать доверие потенциальной жертвы. Может попросить жертву прислать свои интимные фотографии или видео, которые впоследствии можно использовать для манипулирования и шантажа.
❗️ Мошенничество с наследством и благотворительностью
Потенциальная жертва получает по электронной почте или в мессенджере сообщение от неизвестного отправителя о получении наследства или пожертвования из другой страны. Чтобы получить деньги, "наследник" должен произвести платеж, якобы покрывающий расходы на нотариуса или на открытие счета.
❗️ Мошенничество со счетом
Обычно применяется к юридическим лицам, но жертвами могут стать и "физики". После взлома электронной почты мошенники получают информацию о финансовой деятельности жертвы и процессе выставления счетов. После этого жертве приходит уведомление от "партнера" об изменении банковских реквизитов – как нетрудно догадаться - на реквизиты мошенника.
❗️ Поддельные счета
Мошенники высылают на электронную почту жертвы счета на различные суммы. Компания или частное лицо получает счет за услугу или товар, которые они не заказывали и не приобретали. Мошенник надеется, что жертва сделает перевод, не проверив счет.
❗️ "Денежный мул"
"Денежный мул" – это человек, который передает полученные от неизвестного лица деньги другому человеку и получает за это вознаграждение. Эти средства зачастую получены незаконным путем. Общение происходит в соцсетях, мошенники обращаются к частным лицам или публикуют объявления, предлагающие быструю прибыль. Они просят использовать личные данные, банковский счет для получения средств там, а затем снять наличные или перевести на другой счет. Получив доступ к счету, мошенники могут также брать кредиты от имени жертвы, оплачивать которые придется пострадавшему. За участие в такой схеме человеку грозит уголовная ответственность за отмывание денег.
❗️ Обман с лотереями
Мошенничества с розыгрышами совершаются в интернете и социальных сетях. Мошенники часто используют название известной компании или похожее название. Они отправляют жертве сообщение о том, что она выиграла приз. При нажатии на уведомление жертва видит просьбу предоставить данные, произвести оплату, ввести банковский счет или номер карты.
Что делают банки для предотвращения мошенничества
Swedbank с 23 мая снижает лимиты платежей клиентов в интернет-банке и мобильном приложении. В банке отметили, что некоторые клиенты сохраняют непропорционально высокие лимиты, которые совершенно не нужны в повседневной жизни и повышают риск лишиться денег.
"Столкнувшись с крупной покупкой, ремонтом или строительством дома, клиент значительно увеличил лимиты, а затем забыл их сократить. Таким путем удастся хотя бы автоматически немного защитить клиентов от потенциального риска", - пояснил специалист Swedbank Янис Кропс.
Другой банк - Citadele - предоставляет своим клиентам различные устройства аутентификации с типичными дневными и ежемесячными лимитами платежей. Например, у клиентов, которые используют калькулятор кодов, лимит ниже, а при авторизации в интернет-банке или мобильном приложении он повышается.
Кроме того, для платежных карт Citadele можно настроить разрешение пользоваться картой только в Латвии или только в Европе. Если карт у клиента несколько, для онлайн-платежей рекомендуется использовать одну, а для остальных карт эту функцию отключить.
Помимо этого, в случае нетипичных операций по счету клиента (например при оплате нескольких очень дорогих покупок одновременно) банк связывается с клиентом, чтобы убедиться - действительно ли покупки совершает он сам.