Найти в Дзене
Реплика от скептика

Набоков, В. Король, дама, валет. – М.: Corpus, 2021. Отзыв на роман о том, до какой низости может дойти женщина... от скуки

«Король, дама, валет» – второй роман Владимира Набокова после «Машеньки», написан в 1928 году. Но какая огромная разница с первым! Если «Машенька» – это повествование описательно-ностальгическое, без глубокой психологии, то «Король, дама, валет» – совсем другое дело! Герои – совершенно живые люди, со своими желаниями, страстями и ошибками. Со своей подлостью и лицемерием. Главных героев в романе всего трое: быстро разбогатевший удачливый коммерсант Курт Драйер, владелец магазина; его жена Марта и его племянник Франц. Драйер принимает у себя бедного племянника из провинции, даёт ему работу в своём магазине, ежедневно приглашает его к себе домой на ужин. Марта – скучающая жена Драйера – холодноватая красивая женщина, явно намного старше Франца, видно, что замуж она вышла не по любви, а по расчёту. У неё всё есть, нет только любовника, как у её подруг. И это её несколько напрягает: она не хочет отставать от подруг ни в чём. И она, видя, как заинтересованно смотрит на неё молодой робкий п
Обложка книги, картинка взята отсюда: https://www.labirint.ru/books/820763/
Обложка книги, картинка взята отсюда: https://www.labirint.ru/books/820763/

«Король, дама, валет» – второй роман Владимира Набокова после «Машеньки», написан в 1928 году. Но какая огромная разница с первым! Если «Машенька» – это повествование описательно-ностальгическое, без глубокой психологии, то «Король, дама, валет» – совсем другое дело! Герои – совершенно живые люди, со своими желаниями, страстями и ошибками. Со своей подлостью и лицемерием.

Главных героев в романе всего трое: быстро разбогатевший удачливый коммерсант Курт Драйер, владелец магазина; его жена Марта и его племянник Франц.

Драйер принимает у себя бедного племянника из провинции, даёт ему работу в своём магазине, ежедневно приглашает его к себе домой на ужин. Марта – скучающая жена Драйера – холодноватая красивая женщина, явно намного старше Франца, видно, что замуж она вышла не по любви, а по расчёту. У неё всё есть, нет только любовника, как у её подруг. И это её несколько напрягает: она не хочет отставать от подруг ни в чём. И она, видя, как заинтересованно смотрит на неё молодой робкий племянник мужа, сама делает первые шаги к нему навстречу. Соблазняет мальчишку, грубо говоря.

Франц счастлив, что у него такая опытная и красивая любовница. Он просто купается в своём счастье. Но Марта начинает ему потихоньку намекать, что было бы неплохо им и вовсе не расставаться.

Ну давай представим себе, милый, как бы мы жили, если бы не было Драйера. Какой у нас был бы дом, как бы мы его обставили...

И постепенно в мозгу у Франца поселяется мысль, что Марта может быть его, и только его, и ни с кем делиться ему не надо будет.
Но как это сделать? Ему и в голову не приходит ничего криминального, но Марта постепенно буквально отравляет его своими речами:

а давай представим себе, что он умер, какие у него были похороны, ты помнишь, милый?

И Франц поддаётся этой женщине, которая старше, умнее, хитрее и сильнее его. Да, наверное, проще было бы им развестись, но в таком случае Марта осталась бы без того уровня жизни, который имеет сейчас. А она хочет, чтобы всё оставалось так, как есть, но только без мужа. Богатая вдова – вот её мечта, и осуществить её она хочет руками молодого любовника.
А Франц ведь не злодей, он не хотел бы пачкать свои руки в крови, но он уже не может возражать Марте, он полностью подпал под её влияние.

Кажется, что Драйер обречён, но судьба решает по-другому. Или у Драйера сильный ангел-хранитель.

Злые замыслы бумерангом ударили по самой Марте. И самое интересное, что, потеряв любовницу, Франц чувствует облегчение. Он как будто очнулся, вдруг представил себе, как бы он жил бы с тяжестью на душе, со стареющей женщиной. И, возможно, промелькнула у него мысль и о том, что когда он надоест Марте, то и с ним она могла бы поступить так же.

Конец романа, получается, правильный: зло наказано. Но радостного чувства в душе не остаётся, потому что нет симпатии к героям. Понятно, что Марта никакой симпатии вызвать не может. Франц – он слишком безвольный, хоть и, наверное, в принципе, мальчик неплохой.
Но почему не вызывает симпатии Драйер? Ведь он на протяжении всего романа ничего плохого никому не делает, он любит жену, хорошо относится к племяннику, старается делать своё дело так, чтобы семья его не бедствовала... Но чувствуется какая-то неприязнь у самого автора к своим героям, не любит он их.

Помню, уже много лет назад в московском театре «Сфера» шёл спектакль по этому роману. Спектакль был отличный. На самом деле, даже сейчас, перечитывая роман, я так и представляла себе, как тот или иной эпизод мог бы выглядеть на сцене или на экране, настолько живо и ярко описаны герои и их действия, их эмоции, даже их мимика. С того спектакля все выходили просто ошарашенные.

Я постаралась не рассказать всех сюжетных поворотов романа, чтобы не отбить охоту его прочитать, хоть мне хотелось обсудить почти каждый шаг героев, столько там психологических моментов.

К прочтению очень рекомендую.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!