Найти тему

Мой опыт работы с предпринимательской молодёжью

Оглавление

Мой опыт работы с предпринимательской молодёжью начался с классических лекций по оценке бизнеса и бизнес-планированию. Это модная тема на всех обучающих программах по предпринимательству. Так как я бизнес-аналитик, оценщик бизнеса, то с лёгкостью согласился на такой формат обучения. НО

Что я не знал о современной молодёжи.

Мои уроки:

Урок №1. Им интересно только то, что интересно.

Заставить молодёжь нельзя, можно только вовлечь. То есть пока не захватишь их внимание вся твоя полезная информация, которую ты выстрадал за 20+ лет, летит мимо ушей и мозгов.

Что я сделал:

  1. Использовал интерактив. Только выслушивая их запросы, заставляя думать, начало получаться внедрять полезные знания.
  2. Давал практику. Ребята «покупают» и уважают только того, кто попробовал сам, понял что к чему и теперь работает с ними.
  3. Понял их «боль» - бизнес, отношения, прибыль, самостоятельность, «движуха», «непохожесть» на школьные уроки.

Сотрудничая с молодёжным бизнес-движением «Колесо», в федеральной программе «Ты-предприниматель» для персонализации контента мы разделили участников на три группы: 1) школьники, 2) студенты, 3) идейные и начавшие свой бизнес.

Градация «движушности» мероприятий такая: от школьники – это самая «движуха», до «действующие предприниматели» – хорошая теория и практика, которую сегодня же можно применить в проекте или в бизнесе.

Для школьников мы разработали бизнес-квест и ПоSEEDелки. «Ходилки» по станциям с привязкой к бизнес-вопросам с выходом на разработку и защиту своего проекта и обсуждением за чаем с печенюшками. Областная олимпиада по предпринимательству – другой проект как продолжение бизнес-квестов – работа над проектами в игровом формате, когда школьники приезжают, презентуют, выполняют задания, даже танцуют и поют на бизнес тематику.

Бизнес-квест по предпринимательству для школьников
Бизнес-квест по предпринимательству для школьников

Для студентов – бизнес-покер. Менее «движушное» мероприятие, больше работы головой. В основу положили теорию «негативного мышления», основанную на принципе самураев и русских воинов «я уже умер, мне бояться нечего». Очень волновались на первом мероприятии. Но получилось лучше, чем планировали. Ребята делали описание того, как бизнес делать не надо. И потом на контрасте переводили в рабочие проекты. Выход проектов, которые по факту можно реализовывать получался 60-70%.

Для СУЗов мы разработали проект «Мандарины бизнеса». Это четыре сессии с начальной презентацией проекта, обучением, доработкой, и презентацией соответствующих разделов и навыков на каждой сессии.

Тем, кто уже начал бизнес или у кого есть идея, предложили на первый взгляд классическую Школу Бизнеса. Но с начинкой внутри, совместившей экономику, психологию и развлечение. Это образовательная технология «эдьютейнмент» Такая смесь помогает без занудства работать четыре занятия и, по факту, делать отдельные разделы бизнес-плана. А на пятом занятии окончательно закрывать вопрос «могу - не могу» сделать бизнес-план. Так как всё уже практически готово и куда уж теперь отступать - обычная психология :) Выход тоже получился хорошим - 80-90% человек бизнес-план дорабатывали. Это помимо получения решений в процессе самого курса.

Школа бизнеса "Колесо"
Школа бизнеса "Колесо"

Урок №2. Сложности менторства.

Молодёжь любит равноправное общение. У меня был опыт работы с одной из команд Enactus. Я выступал в роли наставника. Отдал всё полностью на самостоятельность, а сам стал в позицию «сверху»: я только наблюдаю, подсказываю, а вы работаете сами. В итоге работа не пошла, сказалась нормальная студенческая неорганизованность.

Но этот опыт пригодился позднее в другом проекте.

Я разработал и с моей командой провёл живую деловую игру-симуляцию BusinessLand на 300+ человек с максимальным вовлечением экспертов (и себя в том числе) в игру. Игра длилась три дня в рамках молодёжного бизнес-форума «Поволжье». BusinessLand позволила участникам «Поволжья» на три игровых года (три дня) стать учредителями собственной фирмы и прочувствовать жизнь бизнеса изнутри. Для этого каждый участник при регистрации в игру получил 400 у.е. (игровых денег BusinessLand). При этом участники работали в реальной обстановке форума, продавали настоящие товары, оказывали реальные услуги.

Многодневная живая игра-симуляция BusinessLand на 300+ человек
Многодневная живая игра-симуляция BusinessLand на 300+ человек

По итогам каждого игрового года фирмы сдавали финансовую отчетность в налоговую службу игры и уплачивали налоги в банке игры. Всю игру работал Штаб BusinessLand, где каждый участник мог получить совет по организации бизнеса в игре и не только в игре.

Всего в BusinessLand было зарегистрировано 47 фирм, 336 человек приняли участие в игре, часть из них как покупатели, часть как соучредители фирм.

Игра позволила участникам полностью погрузиться в мир бизнеса и получить собственный опыт создания и развития компании. Вот что говорили участники по завершении игры.

Алексей Якимов: «Вообще я не заметил, что это игра. Для меня это были реальные 3 года (поиск клиентов, реклама, выход на рынок, позиционирование и т.д.) Многое из того, о чем говорили бизнес-тренеры, я смог здесь применить. И это ЗДОРОВО!!!»
Екатерина Клюшенкова: «BusinessLand. Наверное я ехала на Поволжье именно за этим. Не за теорией – за практикой. Спасибо Олегу [Толстогузову], Саше [Бортняку] и всему штабу игры, не будь которой, я бы не научилась всяческим хитростям ведения бизнеса».
Максим Курбатов: «Штука реально классная. Формат форума Поволжье физически не давал заниматься своим бизнесом по полной, но это скорее даже плюс, ведь в реальной жизни все примерно также. … В общем и целом Бизнесленд – очень крутая штука, теперь я представлю насколько «весело» работать с налоговой, как вести отчетность, и понял, что маркетинг своими силами это тяжко :)».
Иван Балашов: «Участие в игре Businessland - это для меня отдельная тема. Сначала я ощущал дикую нехватку времени, как же все успеть? В результате чего допустил несколько ошибок. Я рад этим ошибкам, потому что в жизни они бы мне вылились в потерю реальных денег! Проанализировав те места, где я ошибся, для себя сделал определенные выводы. Теперь знаю, что никогда в жизни не наступлю на эти грабли и подводные камни».

Урок №3. Они сами не знают, что уже знают.

Совместная деятельность рождает прорывы в бизнесе.

Работая с молодёжным бизнес-движением «Колесо», мы ушли от классических встреч и конференций и перешли на принцип организации мероприятий «весело и полезно».

Главный опыт – это молодёжный бизнес-форум «Поволжье». Здесь мы в обязательном порядке совмещали обучающие программы и вечерние капустники на темы прошедшего дня.

Молодёжный бизнес-форум "Поволжье". Тренинг "Прагматичный креатив".
Молодёжный бизнес-форум "Поволжье". Тренинг "Прагматичный креатив".

Даже закоренелые предприниматели отлично работают в таком сочетании «учёба-отдых». Что это даёт участникам:

1. Командообразование. Очень неформальное общение сближает, и ребята открывают сокровенные проблемы бизнеса, что помогает совместно находить решения и даже партнёров для расширения бизнеса.

2. Возможность «зарядиться» на следующий день: «кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает».

3. По науке, мы таким образом активировали правое полушарие мозга, отвечающее за творчество. Соответственно, рождаются креативные идеи и решения давно назревших проблем.

Далее мы сделали «Гладиаторские бизнес-бои». Мы свели «опыт» и «молодость», то есть организовали «битву» давно действующих бизнесменов и начинающих молодых предпринимателей. Суть проекта в сочетании техник КВН с разработкой и защитой бизнес-проектов.

Для более тесного общения организовали итоговое мероприятие «Бизнес-драйв» в ночном клубе с воркшопами представителей выпускников программы «Ты-предприниматель», заданиями на бизнес-знакомство и награждением победителей мероприятий, проходивших в течение года.

Урок №4. Главное – начать.

Это то, к чему мы должны подводить молодёжь, да и не только. Можно сколько угодно планировать, составлять бизнес-модели, но пока сам не попробуешь, не поймёшь. Потому что лучший опыт – это собственный опыт. Это так называемый приём абдукции, в основе которого лежит выдвижение гипотез их апробация, анализ полученных данных, корректировка, выдвижение следующих гипотез и так далее. А мы – эксперты, действующие предприниматели, в свою очередь, помогаем ценным опытом, знаниями, партнёрами, консультациями и разговорами «за жизнь».

Программа "Ты-предприниматель"
Программа "Ты-предприниматель"

У меня даже появилось упражнение для начинающего бизнесмена – «самое главное действие, которое должен сделать предприниматель» (на фото).

А это уже другая история :)