Найти в Дзене

Особенный ребенок к творческому занятию подошел творчески и чуть не подставил учителя

Оглавление

А может и родителя. Каждый поймет по-своему.

Работая в творческих кружках с детьми с особенностями развития, мы с коллегами наблюдаем, как порой отличаются они в этой деятельности от обычных деток.

Лепка, аппликация, рисование, изготовление всевозможных поделок в разных техниках - для кого-то из детей может стать как приятным открытием, так и остаться пустым звуком. Но на наши кружковые занятия ходят ВСЕ! Потому что так положено по внутреннему распорядку нашего социального спецучреждения для особенных детей. Даже если детки - ну совсем ничего не умеют делать или делают коряво, криво, сикось-накось или из-под палки.

Ну а что делать, люди действуют в меру своих возможностей и способностей.

Конечно, педагоги все их действия по возможности корректируют, направляют, где-то даже исправляют, но ведь каждый понимает, что даже для "обычного" ребенка требуется достаточно много времени, чтобы эти навыки усвоить. Не говоря уже о детях с различными нарушениями: двигательными, зрительными, ну и, естественно, ментальными, коих в нашем учреждении подавляющее большинство.

А чего там еще особенного?

Ну, начнем с того, что далеко не каждого ребенка вообще можно увлечь творческим занятием.

Не потому что педагоги - плохие и не всегда демонстрируют навыки клоуна-фокусника (хоть от них почему-то это требуют). А лишь потому, что сам ребенок с ментальными нарушениями - не способен воспринимать это занятие, т.к. он ну совсем не понимает, что вообще вокруг него происходит, пугается, кричит, вырывается, убегает, пинается, кусается и… в общем, кто имел дело с таким дитём, тот и сам все прекрасно понимает.

И любимая родительская фраза "А вы заинтересуйте!" - здесь не сработает. Даже с именитым фокусником, который прыгает и улыбается налево-направо… Нет, может быть, что такой ребенок и обратит внимание на фокусника, как на нечто цветное, двигающееся и издающее веселые звуки, но едва ли этот фокусник уговорит ребенка что-нибудь нарисовать или слепить.

Я не иронизирую, ибо это уже проверено!

Помнится, как одна наша учитель-трудовик проводила мастер-класс по изготовлению цветов из "гофры" в костюме феи! Ха, на это обратили внимание только сопровождающие мамочки наших стационарных ребятишек, которые пришли на мастер-класс.

А детки - обратили внимание лишь на сверкающую "волшебную палочку" на батарейках в руках учительницы (ибо она обыгрывала свои действия, вживаясь в роль феи, чтобы детям было интересно само мероприятие).

И что тогда получилось?

Да ничего! Когда закончились приветствие и ознакомительная игра с феей, детей с мамами посадили за большой стол с заготовками и инструментами, и за работу принялись… мамы!

Сначала мамы с детьми кое-как поковырялись методом "рука в руке" (ну надо же сделать фотоотчет о дружненькой и плодотворной работе!), а буквально минут через 5 - детям, понятное дело, стало неинтересно, и они разбежались по группе и стали играть в игрушки, гоняться, лазить по спортивному уголку и вообще всячески игнорировать действо, происходящее за столом. А поделки целиком и полностью готовили мамы!

Зато какой тогда отличный фотоотчет вышел! Несколько снимочков якобы "совместной работы", а потом - групповое фото, где детки, довольные и счастливые, стоят каждый с цветочком в руке! Молодцы!

И очень хорошо, что за это время ребята группу не разнесли. Тут уже сказывается безупречная работа воспитателей стационара, которые то и дело разнимали дерущихся из-за машинки мальчиков, стаскивали с занавески особо прыткую девчулю, да следили за тем, чтобы никто не впечатался головой в углы стола, за которым сидели вынужденные мастерицы (мамы).

Бесспорно, всем (кроме воспитателей) было весело и приятно, но… целью занятия-то было изготовление цветов! Детьми! Строго в соответствии с годовым планом, не нами писаным!

Но это были цветочки, а теперь будут…

Звёздочки!

И со звездочками случилось приключение совсем недавно. Буквально пару дней назад.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Итак, объявили по учреждению (хоть спасибо, что заранее) конкурс-выставку детских работ на тему космоса, космонавтов, летательных аппаратов, планет, инопланетян и всего прочего, связанного с Днем космонавтики.

Ну и, разумеется, это задание не обошли наши кружки. Например, у меня в кружке оригами старшенькие ребята уже готовят объемные восьмиконечные звезды и разноцветные модульные шары-кусудамы в качестве планет.

А еще одна учительница (А.О.) - делает с детками в комбинированной технике рисунки-аппликации (фон - акварель "по-сырому" с переливами цветов, а сверху, уже на высохший фон - кружочки и звездочки из цветной бумаги, вырезанные фигурным степлером).

Кстати, прикольно получается в готовом виде (ребенок не дал сфотографировать готовую работу, приревновал, наверное).

Фото автора
Фото автора

Максимка

Мальчик 5-ти лет, ментальные нарушения. Красивый мальчик-ангелочек с длинными волосами, больше похожий на девочку, чем на мальчика.

Неусидчивый, конфликтный, рассеянный, внимание фиксирует максимум на 3 минутки, а потом - снова вертится и бегает. Обращенную речь - понимает, на замечания - реагирует (но тоже на 3 минутки, а потом снова скачет). Речь (по мнению логопеда) - слов 15-20, не более.

На занятиях - тоже порой устраивает "трам-тарарам", может опрокинуть карандашницу или нарочно измазать соседа по столу клеем-карандашом. Ну, в общем, классический вариант ребенка не только особенного, но еще и не очень воспитанного (тссс, о чем это я, нельзя же так про дитенка!)

Короче, Максимка тоже пришел на занятие по изготовлению "космоса со звездочками"…

За столом, кроме Максимки, сидели еще трое ребят примерно его возраста. Но, в отличие от него, они с удовольствием размазывали воду кистью по листу, капали краской кляксы и наблюдали, как они сливаются между собой.

А Максимка - только бумажными звездочками играл… Ну неинтересно ему было красить, ну наффик! Там же руками работать надо, а не "шалтай-болтайством" заниматься! Вот еще!

Жадина-говядина

Когда ребята раскрасили свои листочки и положили на подоконник на просушку, учитель А.О. предложила в оставшееся время урока посмотреть и выбрать звездочки, которые они приклеят завтра, когда листочки высохнут.

Максимка же, который так и не сделал свой "фон" - тоже почему-то претендовал на звезды! Ведь пока он с ними играл (сдувал, подбрасывал, выпускал сверху вниз пальцами на стол, ронял на пол и поднимал), он небось уже с ними "сроднился", поэтому посчитал их своей собственностью и никому из ребят не хотел отдавать.

Только кто-нибудь схватит пару звездочек - Максимка тут же его по руке бьет и кричит:

- Моё! Дай! Моё!

Тогда А.О. предложила поделить звездочки поровну, и каждый пусть себе выберет цвета. И Максимка - тоже, хоть и клеить ему их не на что.

Но он собрал желтенькие звездочки и высыпал к себе в карман. Вот так! А остальные мальчики - не стали церемониться и, согласившись с предложением А.О. решили отложить "дележку" до завтра, до непосредственно процесса наклеивания.

А что потом?

Вот, все наверное подумали, что Максимка - такой-сякой, упертый и ничего не соображающий человек с дырявой памятью и раздутой наглостью! А ведь кое-что интересное в нём есть!

Итак…

Буквально через полчаса заходят к нам в кабинет мама Максимки со "стационарной" воспитательницей с "очень странно красными" лицами. Заходят, а сами: то прыснут, то дрогнут, то засипят, глотая смех. Что за ерунда?

Мама, извиняясь, проходит к столу А.О. и смотрит на раздаточную ванночку со звездами, подзывает воспитательницу. Та - тоже смотрит то в ванночку, то на воспитателя... и обе заходятся в истерическом смехе…

- Приплыли… - думаем мы с А.О., тоже переглядываясь друг с другом.

И вдруг глупый вопрос от мамочки:

- А это - ВАШИ звездочки, да?

Нет, блин, Татьяны Автандиловны из бухгалтерии! Или вообще - отклеились от пиджака Баскова и принеслись ураганом! (между прочим, с самого утра страшный ветрище на улице)

Но А.О. - сдержалась и спокойно ответила:

- Наши. А что не так?

А незваные гостьи опять:

- Аааахаха! Аааахаха! Уыыы-уыыыы-хаааа!

Что это было?

В общем, как оказалось… Когда Максимка вернулся в стационар, он сразу же попросил дать попить.

Ему дали бутылочку с водой, а он, прямо при маме и при воспитателе, резко и стремительно вынул свои звездочки из кармана, бросил на дно стакана, залил водой и… попил! Вместе с бумажными звездочками!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А для мамы это было такой неожиданностью, что она даже поначалу не "просекла", что вообще происходит. А уж потом, когда поняла… вот! До сих пор не могут успокоиться, вместе с воспитателем…

Если честно, не знаю, кем работает папа Максимки, но возникают уже некоторые предположения.

Да и хорошо, что НАМ за эти звездочки ничего не прилетело. А ведь могло бы, ага!

Пусть и Вам, дорогие читатели, никогда ничего плохого не прилетает, а только хорошее прилипает.

Буду рада каждому визиту, лайку и новой подписке.