Найти тему

Грязь для царевича

Хотелось бы напомнить читателям небольшой рассказ краеведа Анатолия Васильевича Новикова об открытии Варзи-Ятчинской лечебной грязи.

«В конце XIX века жил в Елабуге торговец Ушков, страстный любитель охоты, имевший трех собак. С ними охотился на боровую и водоплавающую дичь.

Зима 1879 года выдалась очень холодной и, когда, наконец, начал подтаивать снег, Ушков заметил, что его любимая лайка по кличке Тайга с трудом вылезает из будки и долго припадает на задние ноги, пока не расходится. Ушков показал собаку ветеринарному фельдшеру. Тот прописал натирания и мази, но когда хозяин спросил, помогут ли они, откровенно признался, что они – как мертвому припарка. Тайга слушала разговор и, казалось, все понимала. Жалкими, униженными глазами смотрела она то на ветеринара, то на хозяина. И, наконец, не выдержала, заскулила…

…к кому ни обращался Ушков, все было напрасно. А между тем подошло время погонять собак перед открытием весенней охоты. Когда у Ушкова все было готово и лошадь подана, раздался душераздирающий собачий вой вперемешку с лаем: мол, меня-то забыли! И тут хозяин увидел, как Тайга, которая к тому времени уже не ходила, встала и, пошатываясь, побрела к тарантасу. Дрогнуло сердце охотника: взял он войлочную подстилку, поднял Тайгу, устроил ее в тарантасе, свистнул спаниелю и сеттеру – поехали.

Остановились на знакомой полянке. Ушков разнуздал лошадь, дал ей сена, а лайку хотел оставить в тарантасе. Она скулила, не соглашаясь. Тогда он положил ее на подстилку возле елки…

Вернувшись, Ушков не застал Тайгу на месте и очень встревожился. Он подумал: она, как это делают кошки, ушла в лес умирать, чтобы не быть хозяину обузой. Пока собирал лошадь и кормил собак, увидел, как, еле-еле переставляя лапы, вся мокрая, идет из леса лайка. Она виновато посмотрела на охотника, как бы извиняясь за опоздание, подошла к нему, потерлась о сапоги – и улыбнулась.

Так продолжалось целый месяц. За это время собака окрепла, а Ушков узнал, куда тайком уходила его Тайга, и зачем.

В один из дней он пошел за ней и увидел, как, найдя топкое место, собака вырыла ямку и по самый живот погрузилась в болотную грязь.

Посоветовавшись со своим лечащим врачом, Ушков утвердился в том, что надо везти грязь в столицу на исследование. Взяв несколько проб из разных мест, они вместе отправились в столицу, где получили заключение, что по своему составу привезенная грязь в чем-то даже превосходит крымскую, а при некоторых болезнях действует лучше».

В действительности о лечебных грязях было известно и ранее. Желающие подлечиться на серных источниках больные приходили как с Вятской, так и с Казанской и Уфимской губернии. Построив вблизи источника шалаш, они принимали грязевые ванны, подогретые на кострах. При правильном лечении многие выздоравливали.

На это обратил внимание Вятский губернатор и порекомендовал обустроить данные источники. Уже в сентябре 1872 года на выделенные Елабужским земством средства был произведён химиком Казанского университета Грабовским анализ минеральной воды. Было установлено, что она по целебным свойствам не уступает водам Пятигорска на Кавказе. После чего в селе Варзи-Ятчи в двух верстах от источника был устроен приемный покой на десять человек. Первые результаты лечения оказались положительными. Появилась возможность лечить людей, заболевших ревматизмом, золотухой, хроническими язвами и сыпью, некоторыми гинекологическими и венерическими заболеваниями.

Ввиду недостатка средств открыть настоящую больницу земству не удалось. Тогда помощь оказал купец Пётр Капитонович Ушков из Елабуги. На свои средства в 1885 году он взял в аренду участок земли, на котором построил лечебницу. 18 июня 1889 года состоялось торжественное открытие грязелечебницы и передача Петром Капитоновичем Елабужскому земству.

На территории лечебницы были построены дома для обслуживающего персонала с сопутствующими службами, люксовые номера для обеспеченных пациентов. На серном источнике были оборудованы ванны, в которые вода подавалась паровым насосом.

Для того времени эта лечебница была одной из лучших в своей категории. Возможно, поэтому лейб-медик царской семьи Евгений Сергеевич Боткин, выбрал это лечебное учреждение для поправки здоровья царевича Алексея Николаевича (1904-1918 г.г.)

Лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин. Фото из свободных источников
Лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин. Фото из свободных источников

Ещё в конце лета 1911 года по его поручению были обследованы условия лечения, взяты пробы лечебной грязи, опрошены прошедшие лечение люди. Так как грязи и жаркий климат Евпатории и Анапы не очень подходил для маленького царевича, выбор пал на Варзи-Ятчи с его умеренным климатом.

Заведующему лечебницей было поручено построить за зиму новое здание лечебницы и жилое здание для царевича, царицы Александры Фёдоровны и придворных.

Александра Фёдоровна романова с сыном Алексеем. Фото из свободных источников
Александра Фёдоровна романова с сыном Алексеем. Фото из свободных источников

В конце мая 1912 года царевич и царица в сопровождении свиты прибыли на лечение. Так как царевич не мог из-за болезни ходить, его на руках носил приставленный к нему матрос Андрей Еремеевич Деревенько (1878-1921 г.г.)

В начале второй недели лечения появились признаки улучшения, резкие боли в суставах прекратились. Через три недели царевич уже мог понемногу ходить.

После завершения курса лечения царица и царевич отбыли в столицу, после торжественных проводов организованных местным земством.

Санаторий Варзи-Ятчи. Фото из свободных источников
Санаторий Варзи-Ятчи. Фото из свободных источников

И в настоящее время санаторий поддерживает заработанную трудом обслуживающего персонала славу современного лечебно-диагностического комплекса высшей категории.