В процессе написания следующей статьи про когнитивные искажения, отвечал на комментарии к предыдущей статье, и в одном из комментариев упоминал классическую схему:
Сбор данных -> Анализ -> Решение -> Действие -> Результат
В прошлой статье, неосознанно и очень удачно, мы рассмотрели когнитивное искажение связанное именно со сбором данных. Попробую последовательно раскрывать искажения по этой схеме.
Немного про саму схему: Согласно этой схемы происходит грамотное развитие. И даже мыслительная деятельность каждого человека наиболее осознана, когда течет по этой схеме. Но начинаться эта схема может из результата, т.е. сначала ставится желаемая цель:
Какого результата вы хотите добиться?
Т.е. понимание точки Б (результата), потом оценка точки А - где вы находитесь сейчас (сбор данных), и прокладывание маршрута от А к Б (анализ). Так мы поступаем даже на консультации ;)
Но, если вы действуете по этому шаблону, но не делаете никаких действий - то это впустую потраченное время. Ведь последнее в этой схеме, что от вас зависит, это действие. Результат появится только в ответ на ваши действия! При этом бездействие, так же может быть и решением. И тут нужно четко понимать разницу. Решение "бездействовать", как правило принимается для получения еще каких либо данных, на основании которых уже будет действие. Если бездействие не имеет дедлайна, то это впустую потраченное время:)
Как правило, когда вы прошлись по всем этапам этой схемы, вы возвращаетесь к началу. У вас есть результат и новые входные данные, которые нужно проанализировать и принимать дальнейшие решения. Так работают государства, компании, эффективные люди. И всегда любая информация которую вы получаете должна заканчиваться действием - иначе это впустую потраченное время.:)
Стоит понимать, что недосказанность на первом этапе, смещает в ошибочную область и анализ ситуации и последующие решение, а следовательно необходимого результата добиться будет сложно.
Поэтому будем рассматривать когнитивные искажения связанные с ошибкой сбора данных.
И следующим будет:
Систематическая ошибка внимания
Знакомы ли вам следующие примеры?
- Вы выбираете авто для покупки. И случайно увидели редкий автомобиль, который вам понравился. Редкий, потому что вы не встречали его на дорогах ранее, или встречали крайне редко. Вам казалось, что таких авто в вашем городе не так то и много. Вы посмотрели авто в живую, и оно вам очень понравилось. И вот вы едете домой, смотрите по сторонам и эта самая модель автомобиля постоянно вам попадается на глаза. Вы и подумать не могли что таких автомобилей много на дороге, пока не акцентировали внимание на эту модель.
- После просмотра фильма "Роковое число 23", вы начинаете замечать число 23 повсюду. Кто не смотрел, проведите эксперимент. Посмотрите фильм, и обратите внимание как работает ваш мозг на обнаружение этого числа после просмотра. (Работает непродолжительное время, если акцентировать на этом внимание.)
Так, систематическая ошибка внимания представляет собой зависимость человеческого восприятия от повторяющихся мыслей. Смещает фокус внимания в ту или иную сторону, и влияет на фильтрацию сбора данных.
Примеры:
- люди, которые много размышляют о своем Instagram профиле, чаще будут вдаваться в детали обращая внимание на профили других людей.
- люди работающие в сфере моды, будут обращать внимание на внешний вид (одежду) собеседника.
- профессиональный спортсмен обращает внимание в первую очередь на физическую форму всех встречающихся ему людей, а танцор балета - на постановку ног.
Происходит фильтрация поступающей извне информации, мы охотнее обращаем внимание на то, что хорошо знаем или видели недавно.
❗Систематические ошибки внимания в смысле фокуса на позитивных вещах влекут за собой значительные позитивные последствия, такие как усиление социальной вовлеченности и просоциальной активности, уменьшение проблем экстернализации и ослабление эмоциональной изоляции.❗
Такие выводы были сделаны по результатам исследования "Влияние раннего вмешательства в приемные семьи на предвзятость внимания у ранее помещенных в специальные учреждения детей в Румынии" опубликованных в научном журнале Developmental Science.
Да-да, инфоцыгане, которые призывают вас сосредоточится на позитиве, несут мудрость в массы. Как бы вы к этому не относились, это работает! Получается, что доказано учеными :)
Некоторые когнитивные искажения возникают вследствие феномена систематической ошибки внимания.
Консерватизм
(как когнитивное искажение) - это настойчивая предвзятость убеждений, при которой люди поддерживают свои прежние взгляды или прогнозы, неадекватно обрабатывая новую информацию.
К слову, консерватизм активно используется и подпитывается пропагандой. Однажды сформировав мнения, и постоянно смотря телевиденье по которому вещают что США наш враг, люди подверженные этому когнитивному искажению даже не будут для себя рассматривать инвестиции во взаимные фонды США, искренне веря, что там их обманут. Хотя реальные факты, такие как защита капитала инвестора, существующая в США и отсутствующая в РФ, говорят о бОльшей надежности этих инструментов.
Пример в инвестициях:
- инвестор выбирает прежние убеждения при получении новых сложных данных. Например, полагая, что компания вступает в период значительного роста прибыли, он покупает ценную бумагу. Затем компания объявляет, что ее темпы роста могут оказаться ниже ожидаемых из-за ряда трудно интерпретируемых изменений бухгалтерского учета. Несмотря на это, инвестор может придерживаться прежнего мнения, а не пытаться расшифровать влияние, отраженное в изменениях учета.
Как вы понимаете из примера, под действием консерватизма, человек игнорирует новые данные, и как следствие не запускает всю цепочку с анализом, решением и действием.
Предвзятость подтверждения
Если склонные к консерватизму люди, как правило, недооценивают новую информацию, то из-за предвзятости подтверждения они относятся к информации избирательно. Люди замечают то, что подтверждает их убеждения и фильтруют обратную информацию.
Чаще люди не готовы мирится с новой информацией, которая отличается от их устоявшегося мнения, и ищут подтверждения своего мнения.
Это довольно распространенное явление среди инвесторов, которые тратят время на дополнительное исследование и впоследствии фокусируются на подтверждении своих первоначальных выводов.
Например:
Инвестор покупает ценные бумаги фармацевтической компании, полагая, что она собирается получить одобрение регулирующих органов на новую вакцину. Когда компания объявляет о проблемах с получением одобрения, инвестор цепляется за свою первоначальную оценку. Ищет мнения, что это лишь временные трудности, которые удастся быстро решить.
Типичные последствия такого искажения:
- Учет только позитивной информации об инвестициях и игнорирование негатива.
- Отсутствие диверсификации инвестиций из-за фильтрации новостей и приоритета по отношению к уже сделанным инвестициям.
Эффект иллюзии правды
Это когнитивное искажение, которое выражается в склонности верить в достоверность информации после её многократного восприятия.
Этот психологический феномен объясняется тем, что уже знакомую информацию легче воспринять и проанализировать. Когда человек пытается определить, является ли полученная им информация правдой или ложью, он руководствуется двумя критериями: насколько высказывание логично и совпадает с его уже существующими знаниями, а также слышал ли он ранее что-то подобное. Люди склонны сравнивать новую информацию с уже знакомой.
Является одним из методов манипуляции.
На этом когнитивном искажении долгое время была построена вера людей в то, что доллар скоро рухнет. Эта информация регулярно повторялась по телевизору.
С появлением интернета, а так же ростом финансовой грамотности - вера в это событие уменьшается. Но в большинстве своем в молодых гибких умах:)
Т.к. у более взрослых поколений эффект иллюзии правды укоренился в консерватизм.
Репрезентативность
Репрезентативность – предубеждение, связанное со склонностью людей, основываясь на прошлом опыте, классифицировать новую информацию и придавать ей чрезмерное значение. Простой пример понятный для всех - это стереотипы.
Например, оценка принадлежности человека к той или иной субкультуре в зависимости от его внешности.
Это предубеждение возникает из-за склонности мозга упрощать поступающую информацию для последующего упрощения анализа (ведь зачем перегружать процессор?), поэтому мозг пытается классифицировать объекты и мысли по категориям. Проблема лишь в том, что мы начинаем использовать эти категории, столкнувшись с новой информацией, даже если она им не до конца соответствует.
Навешиваем ярлыки туда, куда не следует.
Последствие репрезентативности для инвестора – принятие точки зрения или прогноза, основанных только на новой информации или небольшой выборке данных. Например, ориентир на высокую доходность актива в последний год при игнорировании низкой вероятности ее получения в следующем.
Для преодоления репрезентативности следует не спешить с выводами и всегда спрашивать себя, на сколько релевантна новая информация предыдущей.
Искажение ретроспективы
Искажение ретроспективы – это склонность воспринимать произошедшие события или факты как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для их предсказания.
Причины такого искажения в том, что фактические результаты выглядят более очевидными, чем альтернативные. Кроме того, люди склонны помнить собственные предсказания будущего как более точные, чем они были на самом деле.
Такое искажение имеет серьезное влияние на историю человечества – результаты оказывают давление на их интерпретации. Так, плохо обоснованные решения с положительными результатами можно охарактеризовать как блестящие тактические ходы, а плохие результаты хорошо аргументированных решений – ошибками, которых можно было избежать.
Это же часто встречается в бизнесе и инвестировании!
Постфактум проще найти причины роста или падения, и на одном случайном событии, человека могут назвать гением.
Для инвесторов искажение ретроспективы в случае позитивных результатов приводит к переоценке способности предсказать итог, к самоуверенности и чрезмерному риску. А при негативе – позволяет критиковать аналитиков, так как произошедшие движения рынка могут казаться очевидными. Для преодоления такого искажения следует принять факт его существования, фиксировать и проверять как позитивные, так и негативные решения и их причины.
Думаю такого перечня более чем достаточно для одной статьи. Да и для понимания какие когнитивные искажения связанные со сбором данных бывают, и какие последствия несут.
===================================================
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀Подписывайтесь на канал, будет много интересного!
⠀⠀⠀⠀⠀⠀А я желаю Вам удачи, сохранить и приумножить свой капитал!
===================================================
Читайте так же:
- Задача, которую должен решить каждый
- Где взять деньги на покупку Свободы?
- Когда входить в рынок? И как выбор момента влияет на результаты?
Смотрите видео о капитале:
===================================================
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀Подписывайтесь на канал, будет много интересного!
⠀⠀⠀⠀⠀⠀А я желаю Вам удачи, сохранить и приумножить свой капитал!
===================================================