1 СЕНТЯБРЯ МИНУВШЕГО ГОДА В СИЛУ ВСТУПИЛО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29 МАЯ 2023 ГОДА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ОБЛИКУ ОБЪЕКТА (АГО) КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРАВИЛ СОГЛАСОВАНИЯ АГО»
Документ вызвал пристальный интерес со стороны профессионального сообщества. Ведь, по сути, речь идет об облике, в котором предстанут перед будущими поколениями россиян города и населенные пункты. Поэтому в реализации вступившего в действие порядка согласования АГО не может быть мелочей. Мнения о новом документе собраны в нашем материале.
Алексей Санин, руководитель ГК «Агентство территориального развития»:
— АГО — это важный документ, который позволит муниципалитету, а именно главным архитекторам и главам администрации заглянуть в будущее, комплексно увидеть вид будущего конкретной части города. Исторического центра, например. То есть, регламент архитектурно-градостроительного облика города позволяет сформировать перспективный вид застройки определенной части города. Я верю, что этот регламент станет действенным механизмом, позволяющим создавать целостную среду в рамках территории — в идеале, конечно, исторических центров или особо ценных частей города. Конечно, и здесь есть нюанс. Он заключается в том, что регламент действует на новое строительство или при капитальном ремонте зданий. Соответственно, с существующими объектами, например, с диссонирующими строениями, уже мало что можно сделать. Но, как минимум, этот документ позволит не усугубить ситуацию несоразмерного развития.
Очень важно не допустить, чтобы работа над АГО превращалась в формальность, рутинизировалась и превращалась в один из множества других нормативных актов, которые существуют, но пользу городу не приносят. В идеале, привлекать к это работе кросспрофессиональные команды, способные сформировать действенные регламенты и правила на основе глубокой аналитики и лучших практик. Регламент — это дорога с двусторонним движением. С одной стороны, муниципальные власти, общественность, горожане, которые хотят защитить исторический центр и историческую застройку, сохранив ее аутентичность. С другой стороны, застройщики — люди, для которых строительство, продажа либо аренда помещений является бизнесом. И здесь очень важно соблюсти баланс между сохранением и развитием. Чтобы поиск компромиссов не привел к консервации пространства. Вот это очень опасный путь. В противном случае есть риск зарегламентировать настолько, что бизнесу работать будет не выгодно, а государству — не под силу. А это приводит к упадку. АГО — хороший инструмент, но работать он будет только в умелых руках.
Владимир Третьяков, заместитель главы города Тюмени:
— Тюмень уделяет особое внимание архитектуре строящихся зданий, для упорядочения архитектурного облика жилой застройки согласовываются фасады многоквартирных домов. И делать это стало легче с новыми регламентами архитектурно-градостроительного облика, вступившими в силу в сентябре 2023 года. И если кому-то кажется, что существует возможность зарегламентировать архитектуру в целом, превратив новые кварталы Тюмени в очередную «улицу Строителей» из легендарного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», то это не так. В нашем городе есть возможность сохранить архитектуру как искусство. Так мы нашли способ вписать искусство в закон.
Город поделен на пять зон с определенными требованиями. Например, в историческом центре не применяются новые регламенты АГО, но на эту территорию распространяются другие ограничения — местные нормативы градостроительного проектирования и правила, ограничивающие этажность новой застройки, также учитываются охранные зоны объектов культурного наследия, обращается внимание на отделку фасадов.
Что касается появления в Тюмени уникальных зданий и сооружений, то такое тоже возможно. Проекты рассматривает специальный орган — Координационный совет по выработке единой земельной, градостроительной политики и вопросам архитектурной деятельности, некий градостроительный совет, куда входят эксперты, в том числе в области архитектуры и градостроительства. Там же рассматриваются проекты комплексной застройки: если застройщик хочет, чтобы на территории, отведенной под КОТ, РЗТ3 или КРТ, появилось особенное здание, он представляет на градосовет архитектурную концепцию, члены совета ее рассматривают и выносят решение о возможности строительства такого объекта. Проходит процедура согласования здания и в рамках установленных нормативов АГО, но при этом обращается внимание на архитектурную ценность проекта. Искусство, а я считаю, что архитектура — это искусство, не всегда можно вписать в строгие рамки закона. Мы это понимаем и адекватно подходим к настоящим шедеврам современной архитектуры. В конце концов, и новые кварталы должны выглядеть привлекательно — радовать своим видом и жителей новостроек, и гостей города, приезжающих на экскурсии в областную столицу.
Олег Байдин, директор департамента — проектного офиса «Уфа — 450 лет» Правительства Республики Башкортостан:
— 1 сентября сего года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 N° 612-ФЗ, который внес изменения в положения Градостроительного кодекса в части архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства. Во исполнение этого закона вышло постановление Правительства России, утвердившее требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и правила его согласования с муниципалитетом.
Таким образом, местным властям предоставлена возможность регламентировать архитектурные и планировочные решения вплоть до цвета и материала фасада зданий. Но рассматриваться и согласовываться будет не архитектурный облик города, а объект капитального строительства.
Введение этой процедуры сделает более простым и прозрачным разрешительный документооборот и вернет в созидательный процесс архитектора. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Для этого вспомним практику советской градостроительной школы, когда градостроительное право доминировало над земельным. В приоритете — градостроительные решения, архитектура и только потом на их основе формирование земельного участка. Тогда в задании на проектирование так и писали: «участок определить проектом». И предметом обсуждения были силуэт, композиция, ансамбль застройки.
Однако, в начале нулевых акцент внимания сместился на землю, которая стала важным инструментом экономики. Доминантой при подготовке проектных решений стал земельный участок без учета его конфигурации.
Так была ликвидирована градостроительная часть профессии архитектора, его роль в формировании облика городов. То, во что превратились наши города сегодня, очень видно.
Градостроительная наука замещена инъекциями не апробированных зарубежных практик в форме тактического урбанизма. Но зодчество — это искусство, искусство разведки будущего.
И вот сейчас, исходя из законодательной модели приоритета земельного участка над архитектурным решением, введен институт АГО как отдельного объекта, а не АГО как города, с регламентами, исполнение которых понятно любому чиновнику. Итог: архитектор окончательно выведен из процесса выработки уникального проектного решения, действующей моделью профессия не востребована.
В завершение напомню многократно подтвержденную практикой четкую взаимозависимость: зодчество — градостроительство — госстроительство.
Анна Филиппова, ведущий архитектор, специалист по градорегулированию в проекте «Даль»:
— Теперь будут регулироваться не только габариты зданий, их расположение на участке, но и внешний облик застройки. На самом деле инструмент не новый — в 2021 году данная процедура согласования была исключена из числа исчерпывающих процедур в строительстве, но продолжала действовать в городах федерального значения и отдельных регионах (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). В Москве этот инструмент также известен как архитектурно-градостроительное решение.
Но если раньше достаточно было внести неполные требования к АГО непосредственно в Правила землепользования и застройки, то с 1 сентября согласование АГО объектов капитального строительства будет осуществляться по-новому.
Комплексно проработанные и четко прописанные требования к АГО помогут сгладить контраст между новой и исторической застройкой; задать правила, по которым городская среда будет развиваться чуть более предсказуемо, создать понятные правила регулирования, помочь в выражении идентичности.
Границы территории действия регламента определяются разработчиком АГО, исходя из нескольких факторов, основными из которых являются особенности планировочной структуры города, морфология застройки, функциональное зонирование и перспективы развития территории.
Соответственно, зоны действия АГО могут распространяться как на исторический центр, так и на зоны новой застройки. Набор параметров и требований при этом может существенно отличаться. Основная задача АГО в историческом центре — сохранение морфологических и символических кодов исторического наследия. Трансляция данных кодов на новую застройку может происходить через некий фильтр, который будет пропускать только важные характеристики и отсекать второстепенные. Важные характеристики — это те основные паттерны, по которым мы можем идентифицировать городскую среду: ритмика фасада, детали и пластика, его членение, определенная цветовая палитра, материалы — особенности, характерные для территории.
Для периферии города, не имеющей исторического контекста, регламент может включать переосмысленные паттерны исторического центра для создания плавного перехода к новой застройке. Иной сценарий может заключаться в создании намеренного контраста между обликом периферии и центра города и формированием новых визуальных акцентов.
АГО как новый инструмент регулирования при осмысленном подходе сможет на законодательном уровне решить все существующие проблемы и на уровне разработки регламента, и на уровне его согласования.
К сожалению, сейчас не существует инструментов, должным образом защищающих среду, если та не является объектом культурного наследия или историческим поселением, а АГО, возможно, первый инструмент, который поможет сохранить айдентику места.
Текст: Антонина Юрьева