Найти тему
Мастер Творцов

Обри Бёрдсли – «Женщина на Луне, Фронтон для Саломеи» (1894 год)

Обри Бёрдсли – «Женщина на Луне, Фронтон для Саломеи»
Обри Бёрдсли – «Женщина на Луне, Фронтон для Саломеи»

Данное произведение от Обри Бёрдсли (годы жизни 1872-1898) было создано для книги Оскара Уайлда (годы жизни 1854-1900) под названием «Саломея» (1891 год), основанной на мотиве его собственной пьесы. Вдохновлённая библейской роковой женщиной, приказавшей убить Иоанна Крестителя, «Саломея» Уайлда была общепризнана слишком кощунственной. А иллюстрации Бёрдсли вывели данное оскорбление на новый уровень, высмеивая не только репрессивное викторианское общество, но и позёрство самого писателя.

В этом творении полностью обнажённый мужчина (Паж Иродиады) защищает самого себя, а также человека в мантии (Нарработ) и с опаской смотрит на Луну, зависшую на горизонте. В книге «Саломея» Уайлда оба персонажа становятся жертвами безответной любви. Паж любит Нарработа, тогда как сам Нарработ влюблён в Саломею.

Стоя на мантии Нарработа, Паж пытается защитить их обоих от пристального взгляда Луны. В тексте сам Уайлд намекает нам на магическую силу спутника Земли, способную управлять человеческими настроениями.

Бёрдсли обыгрывает данную идею, изображая женщину / мужчину на Луне в роли автора произведения – Оскара Уайлда, который действительно буквально управляет своими выдуманными персонажами. Мультяшное лунообразное лицо кажется слишком толстым и даже где-то обвисшим, сильно похожим на многие другие сильно насмешливые портреты Уайлда, созданные Бёрдсли и высмеивающие его притязания.

Бёрдсли обвиняли в создании рисунков для «Саломеи», никак не связанных с реальным текстом, но это не совсем так. Приняв символистский принцип представления, а не показа чего-либо, Обри работал над передачей отчётливого настроения или же прогрессивной идеи, связанной непосредственно с текстом Оскара Уайлда.

Вставив Пажа и Нарработа на фронтон – место, традиционно отведённое для представления общей тематики текста, Бёрдсли лишний раз подчёркивает гомосексуальные страсти, о которых и говорится на протяжении всей книги в целом. Ассоциация Луны с Уайлдом, чьи сексуальные предпочтения были хорошо известны всему миру, а также включение в рисунок гвоздики слева от Луны, которую в то время носили на себе в качестве признака гомосексуализма, ещё больше подчёркивает тему однополых страстей – такую ненавидимую консервативным викторианским обществом.

В истинно символистской форме Бёрдсли создавал иллюстрации, затрагивающие ключевые социальные проблемы, выходящие прямо за рамки книги Уайлда. В этом смысле художник совершил нечто большее, чем просто воплотил обычный буквенный текст через изображения, как это делали многие другие иллюстраторы. Он использовал данную платформу для критики репрессивных викторианских ценностей.

  • Художник – Обри Бёрдсли
  • Название – «Женщина на Луне, Фронтон для Саломеи»
  • Год создания – 1894
  • Размеры – 22,5 х 15,7 сантиметров
  • Материал – Линейная ксилография на японском пергаменте
  • Место нахождения – Музей Виктории и Альберта (Лондон, Англия)