Кажется, будто весь третий десяток жизни уходит на сбор сертификатов, прохождение стажировок и шлифовку резюме. Даже студенты юридических факультетов говорят, что до ужаса обеспокоены тем, что не смогут собрать необходимые «трофеи», чтобы устроиться на работу.
Я не пытаюсь сказать, что красивое резюме вообще бессмысленно. Однако я хотел бы донести, что коллекционирование разнообразных сертификатов по принципу «чем больше, тем лучше» без учета своих способностей и большой цели — это пустая трата денег и времени.
Тогда какое же резюме нам нужно? Взгляни на ситуацию с другой стороны и думай так, словно ты нанимаешь кадры или выбираешь вещи. Кого бы ты выбрал или какой продукт бы купил?
Чем лучше компании в маркетинге, тем меньше они хвастаются преимуществами своих продуктов. Например, когда выходит новый напиток, его не рекламируют, говоря, что он вкусный, питательный и красиво упакован. Нет, нам, скорее, скажут нечто вроде: «О-о-окрыля-я-яет». Наверное, главе компании хотелось бы рассказать всем, насколько этот продукт вкусный и новаторский, но это всего лишь наши догадки.
Суть маркетинга сводится не к саморекламе, а к тому, чтобы правильно донести до потребителей единственную причину остановить их выбор на продукте компании. Когда причина должным образом встроена в продукт, то он становится настоящим брендом. То же самое и с трудоустройством. Тебе нет смысла рассказывать, как упорно ты трудился всю свою жизнь. Важно правильно донести хотя бы одну причину, по которой компания должна выбрать именно тебя.
Красивое резюме и гора сертификатов такой причиной не являются. Тебе необходима фишка, которая позволит себя раскрутить и сделать свое имя брендом. Говорят, что у тебя должна быть своя история, способная тронуть тех, кто проводит с тобой собеседование. Это и есть важнейшая техника создания бренда.
Приведу пример. Предположим, ты проводишь собеседование с кандидатами в магистратуру, и на него пришел студент, обучавшийся в другом университете на другой специальности. Он хорошо справился с письменным тестом, но он закончил малоизвестный университет, у него не лучшие оценки и какая-то левая специальность. Ты сомневаешься, принимать его или нет, и тут он говорит:
«Я знаю, что у меня другой профиль и плохие оценки. Честно говоря, в свое время я немного запутался из-за того, что моя специализация была мне не по душе. Вот почему у меня такие плохие отметки. Однако после того, как я узнал о *** на третьем курсе, взял себя в руки. У меня хорошие оценки по предметам, связанными с ***. Я хочу всерьез заняться изучением ***. Вот почему я решил пойти в магистратуру»
Да, посмотрев на диплом, ты увидишь низкий средний балл, но почти по всем профильным предметам, связанным с ***, у него стоят пятерки. Если бы тебе нужно было выбрать кого-то одного между тем, у кого высокий средний балл, и тем, у кого отличные оценки только по профильным предметам, кого бы ты выбрал?
Если этот студент сможет пройти, то это случится только благодаря силе его уникальной истории.
Какие кадры нужны компании? А точнее, какие истории она хочет услышать? В конечном счете компания хочет нанять человека, способного внести вклад в ее развитие, а история, которая ей нужна — это та, что продемонстрирует эту самую способность. Если ученик начальной школы будет на 100% уверен, что внесет большой вклад в рост продаж, любая компания захочет взять его на работу. Вопрос только в том, как обрести эту 100%-ю уверенность.
Резюме — это всего лишь косвенный индикатор, по которому можно поверхностно оценить кандидата, когда трудно судить о его возможности вклада в развитие компании. Диплом, его средний балл и знание языков являются опосредованными показателями способности к обучению, интеллекта и трудолюбия, а различные сертификаты, свидетельства и опыт работы позволяют поверхностно оценить профессиональные знания, адаптивность и индивидуальность.
Больше советов ищите в книге профессора Ким Рандо «Ты молод, поэтому тебе трудно» (16+): https://go.ast.ru/a00d4ay
Благодаря опыту преподавания и тесному общению со своими подопечными, он пришел к выводу: на самом деле не бывает слишком поздно, чтобы что-то поменять в своей жизни.