Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Тебе нужно не красивое резюме, а уникальная история

Кажется, будто весь третий десяток жизни уходит на сбор сертификатов, прохождение стажировок и шлифовку резюме. Даже студенты юридических факультетов говорят, что до ужаса обеспокоены тем, что не смогут собрать необходимые «трофеи», чтобы устроиться на работу.

Я не пытаюсь сказать, что красивое резюме вообще бессмысленно. Однако я хотел бы донести, что коллекционирование разнообразных сертификатов по принципу «чем больше, тем лучше» без учета своих способностей и большой цели — это пустая трата денег и времени.

Тогда какое же резюме нам нужно? Взгляни на ситуацию с другой стороны и думай так, словно ты нанимаешь кадры или выбираешь вещи. Кого бы ты выбрал или какой продукт бы купил?

Чем лучше компании в маркетинге, тем меньше они хвастаются преимуществами своих продуктов. Например, когда выходит новый напиток, его не рекламируют, говоря, что он вкусный, питательный и красиво упакован. Нет, нам, скорее, скажут нечто вроде: «О-о-окрыля-я-яет». Наверное, главе компании хотелось бы рассказать всем, насколько этот продукт вкусный и новаторский, но это всего лишь наши догадки.

Суть маркетинга сводится не к саморекламе, а к тому, чтобы правильно донести до потребителей единственную причину остановить их выбор на продукте компании. Когда причина должным образом встроена в продукт, то он становится настоящим брендом. То же самое и с трудоустройством. Тебе нет смысла рассказывать, как упорно ты трудился всю свою жизнь. Важно правильно донести хотя бы одну причину, по которой компания должна выбрать именно тебя.

Jess Bailey\unsplush.com
Jess Bailey\unsplush.com

Красивое резюме и гора сертификатов такой причиной не являются. Тебе необходима фишка, которая позволит себя раскрутить и сделать свое имя брендом. Говорят, что у тебя должна быть своя история, способная тронуть тех, кто проводит с тобой собеседование. Это и есть важнейшая техника создания бренда.

Приведу пример. Предположим, ты проводишь собеседование с кандидатами в магистратуру, и на него пришел студент, обучавшийся в другом университете на другой специальности. Он хорошо справился с письменным тестом, но он закончил малоизвестный университет, у него не лучшие оценки и какая-то левая специальность. Ты сомневаешься, принимать его или нет, и тут он говорит:

«Я знаю, что у меня другой профиль и плохие оценки. Честно говоря, в свое время я немного запутался из-за того, что моя специализация была мне не по душе. Вот почему у меня такие плохие отметки. Однако после того, как я узнал о *** на третьем курсе, взял себя в руки. У меня хорошие оценки по предметам, связанными с ***. Я хочу всерьез заняться изучением ***. Вот почему я решил пойти в магистратуру»

Да, посмотрев на диплом, ты увидишь низкий средний балл, но почти по всем профильным предметам, связанным с ***, у него стоят пятерки. Если бы тебе нужно было выбрать кого-то одного между тем, у кого высокий средний балл, и тем, у кого отличные оценки только по профильным предметам, кого бы ты выбрал?

Если этот студент сможет пройти, то это случится только благодаря силе его уникальной истории.

Какие кадры нужны компании? А точнее, какие истории она хочет услышать? В конечном счете компания хочет нанять человека, способного внести вклад в ее развитие, а история, которая ей нужна — это та, что продемонстрирует эту самую способность. Если ученик начальной школы будет на 100% уверен, что внесет большой вклад в рост продаж, любая компания захочет взять его на работу. Вопрос только в том, как обрести эту 100%-ю уверенность.

Резюме — это всего лишь косвенный индикатор, по которому можно поверхностно оценить кандидата, когда трудно судить о его возможности вклада в развитие компании. Диплом, его средний балл и знание языков являются опосредованными показателями способности к обучению, интеллекта и трудолюбия, а различные сертификаты, свидетельства и опыт работы позволяют поверхностно оценить профессиональные знания, адаптивность и индивидуальность.

Больше советов ищите в книге профессора Ким Рандо «Ты молод, поэтому тебе трудно» (16+): https://go.ast.ru/a00d4ay

Благодаря опыту преподавания и тесному общению со своими подопечными, он пришел к выводу: на самом деле не бывает слишком поздно, чтобы что-то поменять в своей жизни.