Нашёл подборку старых фотографий, удивительно похожих на снимки из столичных парков культуры и отдыха в Москве 1950-х годов. Природа, архитектура, одежда и даже типажи людей мне показались смутно знакомыми...
И всё же, что-то неуловимо отличалось от отечественных ретро фотографий. И чем дальше я листал эту серию, тем сильнее было это ощущение. Листайте, думаю, понимание, что за место на фото придёт к вам примерно на тех же кадрах, что и у меня.
Не узнаваемо, но уже понятно, что не Москва.
И только армейская форма, расставляет всё по местам. Да, это крупнейший парк и почти столица, только не СССР, а США. Ну и не 1950-е это, а 1940-е годы.
Но знаете в чём соль?
В том, кто выступал заказчиком и промоутером данных снимков.
В 1942 году правительство США создало Управление военной информации (OWI) для распространения информации и пропаганды о военных действиях как внутри страны, так и за рубежом. OWI поглотило фотографическое подразделение Администрации безопасности ферм, которое стало известным благодаря своей документации о Великой депрессии под руководством Роя Страйкера. Среди талантливых фотографов подразделения была Марджори Коллинз, бывший фотограф из Нью-Йорка.
Во время работы в OWI Коллинз выполнила около 50 заданий, документируя жизнь в тылу и уделяя особое внимание различным этническим общинам по всей стране. Даже когда у нее не было конкретного задания, она всегда держала камеру под рукой. Одним из таких приятных сентябрьских воскресений 1942 года Коллинз гуляла по Центральному парку Манхэттена и снимала семьи, друзей, моряков и любимых, наслаждающихся одним из последних дней лета.
Ещё раз, внимание. В США уже в те годы существовало агентство, отвечающее за пропаганду и формирование имиджа страны за рубежом. И по счастливой случайности, Марджори Коллинз гуляла с фотокамерой в лучших районах Нью-Йорка и делала благостные снимки благополучия и достатка.
Так вот почему, фотографии так сильно напомнили мне архивные снимки центральных парков Москвы 1950-х годов. Не только сюжетом, но и самой сутью репортажа, постановкой кадра и выбора сцен.
Ничего плохого, в том чтобы снимать позитивные сюжеты разумеется нет, тут скорее о том, что у США и СССР тех лет было не мало общего.
Вот только ВОВ и последующие разрушения сильно замедлили развитие СССР и поставили крест на многих амбициозных проектах. Думаю, реализуй Столица больше грандиозных проектов 1930-х годов, то отличия найти на фотографиях было бы ещё сложнее.
Думаю, даже высоток у нас было бы больше чем на Манхэттене...