В 1970-е годы наша советская «Нива» ВАЗ-2121 стала настоящим прорывом в автомобилестроении. И первым в мире серийными кроссовером, полноприводным внедорожником.
Сегодня расскажу парочку-другую любопытных фактов об этом совершенно фантастическом автомобиле.
Итак, началась история «Нивы» еще в 1970-м году, когда председатель Совмина СССР Алексей Николаевич Косыгин поставил перед советскими автомобильными инженерами непростую задачу создания полноприводной гражданской машины для села. А также для нужд геологов, нефтяников, прочих важных «полевых» профессий.
«Нива» выиграла непростую конкуренцию у еще двух автомобилей, что могли б стать на конвейер вместо нее. У напоминающего УАЗик архаичного «Москвича-2150». И своеобразного по внешнему виду ИЖ-14. Конкуренты Нивы так и остались прототипами - тольяттинский внедорожник обошел обоих по скорости и управляемости.
Изначально «Нива» должна была выглядеть по-другому, куда более аскетично. Звался такой изначальный экспериментальный вариант ВАЗ-Э2121. И обладал, к пример, лишь, брезентовой крышей. Конструкторы за внешний вид ласково прозвали этот прототип «крокодилом Геной». Лишь потом над машинкой потрудились на славу молодые прогрессивные дизайнеры.
Разрабатывали «Ниву» в большой тайне - чтоб капиталисты наш секрет не проведали. При испытаниях называли специально привезенной в Тольятти для проверок несуществующей в реальности румынской моделью Formika ("Муравей"). Для «Формики» даже была создана особая фальшэмблема в виде креста.
Отцом «Нивы» называют знаменитого конструктора Петра Прусова. Однако он из скромности всегда оговаривался:
- Не я один. Тут команда работала целая, надежная.
Отмечу, что сам товарищ Прусов - человек крайне непростой судьбы. Родившись в 1942-м году в Белоруссии, еще в раннем детстве видел ужасы немецкой оккупации. Младенцем мать прятала его в лесу, вся родная деревня Прусовых была сожжена фашистскими карателями.
Уже с шести лет маленькая Петя вынужден был трудиться колхозным пастухом. В 1960-е солдатом-срочником исполнял секретную миссию в Алжире, был тяжело ранен, чудом выжил в пустыне. Потому наверно и «Нива» у него получилась такой закаленной характером, переняв сильный характер своего папы.
Любопытно, что одним из секретов повышенной проходимости «Нива» и уменьшения расхода топлива стал межосевой дифференциал, обеспечивавший постоянный полный привод. Эту фишку разработал еще в начале 1950-х годов конструктор МАЗа Анатолий Ленфаров. Схему сию же любезно и позаимствовали инженеры АвтоВАЗа.
Среди других новаторских идей для «Нивы» - несущий цельнометаллический кузов, а также дисковые тормоза, коими тогда не все иномарки могли похвастать. Так и получилась та самая неубиваемая машинка.
Название для «Нивы» подбирали очень долго. Наша героиня могла стать и «Виражом», и «Гаммой», и «Астрой», и даже «Росой».
Существует несколько версий, почему «Ниву» назвали именно «Нивой». Обычно считается, что автомобиль получил свое название в честь сельской нивы - поля с пшеницей. Такое название предложил дизайнер Валерий Сёмушкин, указав на положительные ассоциации с этим словом - поле, сад, село, уборка урожая.
Но есть мнение, что автомобиль «Нива» назвали по первым буквам четырех детей главных конструкторов Дочерей Петра Прусова Натальи и Ирины. Сыновей Владимира Соловьева - Вадима и Андрея. Впрочем, в любом случае имя было подобрано так, что благозвучно звучало на большинстве языков мира.
«Ниву» без устали испытывали по всему СССР - гоняли по пескам, по тундре, по снегам, по горам, болотам и тайге. Автомобиль показал себя везде просто великолепно, что в жару, что в холод.
Но куда более сложным испытанием оказалось пройти бухгалтерию с экономистами - эти прижимистые люди-калькуляторы почему-то решили, что автомобиль слишком дорог получается для запуска - аж целых 10 тысяч рублей. Решили пока повременить, отложить производство. Тогда сам Прусов лично свел дебет с кредитом. Посчитал все до копеечки. И оказалось, что вполне легко выпуск «Нивы» укладывается в куда более скромные 6 тысяч рублей.
Первые 50 опытных «Нив» сошли с конвейера в феврале 1976-го года и разошлись по особо уважаемым советским организациям в разных регионах страны. Чтоб испытать в реальных условиях, так сказать.
Серийное же производство «Нивы» стартовало в апреле 1977-го. Бешено популярный автомобиль изготовляли в количестве до 70 тысяч штук ежегодно.
Однако при этом, увы, немалая (свыше 50%) часть этих знаменитых автомобилей, минуя гаражи советских граждан, уходила на экспорт прямиком за границу. Особенно в ФРГ, где «Нивы» пользовались просто невероятным спросом. Там же немцы платили дойчмарками, а не доярками...
Всего за границу ушло за 40 лет около 700 тысяч «Нив». Это абсолютный рекорд для советского и российского автомобилестроения. Отмечу, что за рубежом «Нивы» дополнительно тюнинговали - оснащали литыми дисками, элегантными бамперами. Для Англии и Японии создавали праворульные версии. Иностранные умельцы даже перед продажей превращали «Нивы» в кабриолеты.
Помимо гражданских модификаций, «Нива» быстро превратилась, например, в скорую помощь.
Любопытно, что сам Петр Прусов личной «Нивой» обзавелся лишь спустя десять лет после ее запуска в производство. В 1987-м году. Ведь все машины либо на экспорт шли, либо строго по очереди «уважаемым людям» доставались. Такой вот сапожник без сапог получился...
По сей день этот автомобиль в обновленной версии Lada Niva Legend - один из самых популярных автомобилей ВАЗа.