Евангелие в Неделю о блудном сыне
Накануне Великого поста во время Божественной Литургии звучит притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Два сына было у отца. Младший оставил отчий дом и растратил свое имение с блудницами, но затем покаялся. Старший сохранил верность отцу, но в итоге упрекнул его и осудил своего брата. Кто из двоих более оправдался пред Богом?
«…У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение» (Лк. 15: 11-12). По мнению святых отцов, в частности, одного из самых известных толкователей Священного Писания блаженного Феофилакта (XII в.), два сына в притче символизируют два разряда верующих людей: тех, кто исполняет волю Божью и тех, кто соблазняется грехом, но затем раскаивается. Не случайно грешник назван младшим. Грех не существовал при создании мира. Он «младше» по возрасту, чем первоначальный, совершенный, "старший" мир.
«По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15: 13). Почему отец разделил имение и позволил младшему сыну уйти? Этот вопрос зачастую ставят люди, не понимая, почему Бог допускает в мире существование зла. Почему Господь «позволяет» людям грешить? Возможно, было бы разумно принудить всех людей к праведной и благочестивой жизни? Да, но осталось бы при этом человечество человечеством в том виде, как сотворил его Бог? Одно из главных свойств человеческой природы — разум и свобода. Выбирать между добром и злом, и следовать по пути свободного выбора — основной вектор жизни человека. Без этой свободы человек стал бы компьютерной программой, механизмом, не имеющим ничего общего с образом Творца в нем, образом и подобием Божьим.
«Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15: 14-16). У свиней есть одна любопытная особенность: ее глаза всегда обращены к земле. Так и человек, преданный порокам и страстям, смотрит только вниз и не может воззреть на небо. Но по своей природе мы не может довольствоваться только земным. В конечном итоге, любое земное удовольствие перестает удовлетворять. Сколько ни насыщайся, душа не может не стремиться к чему-то высшему, чистому и светлому, заложенному в нас от рождения. Как говорит блаженный Феофилакт, греховное желание «на время услаждает, но мучит навеки».
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 17-19). Решение младшего сына — главный урок для каждого человека, который не смог удержаться на пути праведной жизни. Кому-то из нас удается с юных лет утвердиться в добродетели, и смело идти правильным путем на протяжении многих лет. Но много ли таких примеров? Даже на склоне лет "бес в ребро" косит благополучие многих семей, а сколько ошибок совершают молодые люди в молодости!... Главное не забывать пути в отчий дом, даже на краю духовной гибели нужно помнить, что на небесах тебя ждет любящий Отец, Который думает о Своих детях день и ночь!
«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15: 20). Момент возвращения блудного сына — сюжет многих произведений искусства. Человечество в глубине души жаждет покаяния, исцеления от проказы греха, возвращения к своей первозданной красоте и святости. Архиепископ Никифор (Феотокис) так описывает взаимоотношение Бога и человека в момент покаяния последнего: «…Истинно раскаивающийся грешник, предстоя пред Богом, тако взывает: "согреших"! Человеколюбивейший же Бог, прежде, нежели он воззовет "согреших", видя истинное его покаяние и обращение, умилосердясь, прощает ему и приемлет его яко любезного друга и Своего сына».
«Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 21-24). По толкованию святителя Иоанна Златоустого (IVв.), знаки любви отца к младшему сыну — это забота Церкви по уврачеванию душевных ран оступившихся. Самым действенным лекарством среди них является Сам Господь. Как говорит святитель Иоанн, когда речь идет о "теленке", «кто это, как не Христос, Который дается достойным после крещения, как говорит апостол: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Поэтому среди всех Таинств Церкви на первом месте стоит Причащение Тела и Крови Господа Иисуса Христа.
«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15: 25-30). История огорчения старшего брата — это новая притча, новый урок ко всем нам. Если Господь даровал человеку благополучную жизнь по Заповедям, если не было смертных грехов и отступлений от воли Божьей, нельзя забывать, что враг рода человеческого и сюда готов примешать ложку дегтя! Из-за духовного охлаждения и расслабления в нас может поселиться дух фарисейского осуждения и нелюбви к "грешникам". Это явно проявилось в словах старшего сына. Если бы он действительно искренне любил отца и боролся с тщеславными помыслами, разве бы он не научился мыслить и чувствовать как отец? Разве бы он не обрадовался возвращению блудного брата? Разве бы он позволил себе огорчить отца упреками в столь великий и радостный для него день?
«Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 31-32). Урок, который дает отец обидевшемуся старшему сыну, не менее важен, чем тот, что получил покаявшийся младший. Убежденность в том, что живешь праведно и благочестиво, иногда перерастает в осуждение ближних, живущих во грехе. Может появиться чувство превосходства по сравнению с людьми "низшего уровня". Не становится ли это таким же удалением "во страну далече", куда в своем время увел соблазн младшего брата? Но ведь он нашел в себе силы покаяться и вернуться. А ты уверен, что сможешь благополучно возвратиться домой из дебрей самолюбия, тщеславия и гордыни? Поэтому Церковь учит нас, с одной стороны, не отчаиваться, запутавшись во грехе, и, с другой, никогда не возноситься добродетелью. Отец Небесный любит всех Своих детей и всегда ждет их возвращения.
Андрей Ахметшин