Ученица кадетского 9 класса Александра К. помогла людям во время эвакуации из "Крокус Сити Холла". Вечером 22 марта Александра подрабатывала на проверке билетов при входе в зал.
Военный волонтёр, походный атаман Илья Ипатов взял интервью у храброй девушки. В начале разговора он подчеркнул, что во время теракта в "Крокусе" находились 105 ребят, которые проверяли билеты, помогали в организации.
Многим из них было 14-16 лет. По мнению Ипатова, каждому из них нужно вручить награду.
Кто родители юной героини?
Александра, несомненно, унаследовала лучшие человеческие качества от родителей. Все-таки воспитание, обстановка в семье, где растёт ребёнок, оказывает на него сильное влияние. Особенно важны ценности, прививаемые с малых лет.
Саша родилась в многодетной православной семье. У неё есть младшая сестра и четверо старших братьев.
Мама Татьяна работает сестрой милосердия и преподавателем по уходу за тяжелобольными и ранеными Учебного Центра Больницы Святителя Алексия. Татьяна регулярно отправляется в командировки в госпитали, расположенные в зоне СВО.
Глава семьи Александр с 1992 года является самым молодым добровольцем Второго Русского Добровольческого отряда Республики Сербской. Он стал им в 19 лет.
Александр имеет инвалидность. Боец пережил три тяжёлых ранения, всего его ранили три раза.
В 2000 году Александр вернулся в Россию. Многодетный отец создал военно-патриотический клуб "Стягъ", занимается воспитанием подрастающего поколения. Также Александр организовал этно-культурный центр "Рождественский курень" при храме Рождества Христова в Митино (Москва).
Александр сохраняет русскую, казачью культуру. С самого начала Русской весны в Крыму и сопротивления 2014 года в Донбассе активно участвует в сборе и доставке гуманитарной помощи фронту.
Ничего не предвещало беды
В тот вечер, 22 марта, Александра работала на контроле, у неё с напарником было две обязанности. Один стоит у двери, проверяет билеты гостей, и они проходят. А напарник помогает им находить места в зале.
Концертный зал большой, и отыскать нужный ряд довольно трудно. Вторую роль взяла на себя Александра. В этот день ученица не пошла в школу, потому что она поехала с мамой в госпиталь для передачи медикаментов.
Саша заехала домой, чтобы взять форму. Заодно девушка приготовила еду, чтобы потом поесть во время перерыва. Одна смена длится 5-6 часов.
Дочь попрощалась с мамой и пошла на станцию метро около 17:10. Смена начиналась в 17:45. В Красногорске есть станция метро "Мякинино", как обычно школьница вышла на ней. В здание Саша зашла через служебный вход, показав документы, и добралась до штаба сотрудников.
Работники получили бейджики, рации, фонарики, и наметили план расстановки сотрудников по зданию. Фонарики выдаются, чтобы проверить, не забыли ли люди вещи после концерта рядом с сидениями.
Это был совершенно обычный день. Через несколько часов детям, зрителям и участникам мероприятий пришлось пережить одни из самых худших минут в жизни, если не самые худшие.
"Там так получилось... Мне этот момент жизнь спас. Меня сначала хотели поставить на позицию, чтобы я за эскалатором следила. Находиться рядом со входом в "Крокус Сити Холл. (...) В последний момент наша старшая Катя передумала и сказала, что я буду работать на контроле", – поделилась Александра.
В ином случае Александра бы оказалась у главного входа, где террористы начали стрелять по людям.
Третьего звонка не случилось
После обсуждения Саша отпустила сменщицу на перерыв, а сама приступила к выполнению обязанностей.
"Прошёл первый звонок. Люди заходили, здоровались, говорили, что будут зажигать тут. Потом прозвенел второй звонок. Я уже молилась о том, чтобы началось мероприятие, поскорее бы перерыв... Потому что очень хотела есть", – рассказала Саша.
Концерт вот-вот должен был начаться, время близилось к 8 вечера.
"Третьего звонка всё не было... И его не случилось", – сказала Александра.
На работе сотрудникам запрещено пользоваться телефонами, но Саша достала его на секунду, чтобы просмотреть сообщения. Поэтому она знает время, когда всё произошло. Примерно в 19:50.
"Через минутки три я услышала звуки. Тогда я не знала, что с первого этажа, я была на третьем этаже в зале. (...) Хлопки. Вот честно, я подумала, что это какая-то проверка аппаратуры. Потому что, когда у нас выступал Шаман, были похожие звуки. Но я думала, может, какая-то опасность... Чисто такие мои маленькие мысли. Я сразу их отмела, ведь не может такого быть! Никогда такого не было, и не может произойти...", – вспоминает Александра.
Хлопки приближались, становились всё громче. Сашу начало трясти, у неё быстро забилось сердце. Александра поняла, что это не аппаратура, а что-то опасное. Звуки напомнили ей о занятиях в кадетском классе, такой же звук возникает от автоматной очереди. Полученная подготовка помогла ей быстро сориентироваться и сохранить спокойствие.
"Мы уже выбрались. Я осознала, что всё, что мне рассказывал папа, что говорили в кадетском классе... Всё, что мы на занятиях в дружине изучали, всё это спасло мне жизнь. И жизни некоторых людей, которые со мной находились", – подчеркнула Александра.
Пальба по всем
Напарница Александры пошла посмотреть, что происходит, и не вернулась. По словам Саши, она покинула здание, и правильно сделала. Саша не могла получить от неё никакой информации. От старших коллег и специальных служб сведения тоже не могли дойти.
Александра попросила людей пока не выходить из зала. Но она попросила взять вещи, и быть готовыми уйти. Девушка им не мешала выйти, но предупреждала о возможной опасности. Ей казалось, что раз неизвестно, что творится за дверями, то лучше туда не идти.
"Они оборачивались, они подходили ко мне. Несколько мужчин начали выходить из зала, ходить-проверять. Кто-то просто сидел на месте и сохранял более-менее спокойствие. Дети просто смотрели на своих родителей, они ничего не понимали", – вспомнила юная сотрудница.
Саша считает, что уважительное отношение зрителей к окружающим многим спасло жизни. Гости не устраивали давку, не кричали и вели себя спокойно.
"В зал врываются люди с автоматами и начинают пальбу по всем. Я видела выстрелы, самих людей – нет. Это было физически невозможно. Всё, что я видела, – искры от их пуль. И я не хотела бы увидеть ни то, что они делали, ни их самих. Потому что я и так слышала крики людей, и их слёзы, все эти ужасные звуки", – сказала Саша.
Саша приняла решение выводить людей из зала. Она стала их уговаривать уходить, и её послушались. Даже в страхе люди не устроили давку, Александра подчёркивает, что это сыграло важную роль в спасении. Девушка не возглавила толпу, но отвечала на вопросы посетителей. Сотрудница знала, где выходы и проходы, помогала сориентировать.
Так, как делала всегда, только теперь в экстренной ситуации.
Гости предлагали пройти через лестницу, лифт или эскалатор, это опасные пути. Девушка попросила всех проследовать в подсобное помещение с небольшими комнатами. О пожаре тогда было ещё неизвестно. Александра решила, что надо спрятаться и дождаться помощи силовиков.
Раньше Саша не заходила в подсобку, поскольку впервые работала именно на этой позиции в зале. Там хранился реквизит, стулья, другие вещи.
У девочки тряслись руки, но она не потеряла самообладание. Саша признаётся, что очень впечатлительная, способна заплакать и упасть в обморок от волнения. Но во время теракта ничего подобного с ней не произошло. При этом у неё даже остались силы на ответы людям.
"Главное было спрятаться. Мне самой очень было страшно. Я хотела просто спрятаться, у нас там небольшой такой гардероб находится. Он очень редко используется, только когда много людей. В тот момент мне хотелось заползти туда и спрятаться, и молиться, чтобы террористы не заметили меня там. Но я понимала, что это так не работает. От людей не нужно теряться, самой оставаться одной. Никакого геройства, это просто страх", – призналась Александра.
Сохраняйте спокойствие
Всего на секторе, за который отвечала Александра, 30 зрителей. Возможно, с ними в подсобные помещения зашёл ещё кто-то, но Саша не может сказать точно.
"Никто не командовал. Мужчины спасали своих девушек, жён, детей. Я видела 10 детей. Я их до этого проверяла. (...) Там мужчина, армянин, со своим сыном пришёл, даже имя его запомнила – Арсен. Они мне пожелали хорошего вечера и пошли на места. Девушка заходила с мальчиком и девочкой", – рассказала Александра.
Когда люди зашли в подсобку, то закрыли дверь. Никто не знал, что предпримут террористы дальше. Люди даже не знали, сколько всего террористов. Кто-то звонил в полицию.
"Мне тоже хотелось позвонить, но я знала и так люди звонят, а у меня мало процентов. Может, это последний момент, когда я могу попрощаться с родными... Я записала голосовое сообщение маме (...) Где-то в 20:05", – сказала Александра.
Вместе с Александрой находился другой работник. Судя по форме, мальчик примерно 14 лет стоял на позиции в гардеробе или у эскалатора. До этого они не были знакомы. Подросток не впал в истерику, отвечал на её вопросы. По словам Саши, он вёл себя мужественно.
"Люди говорили, Боже, спаси и сохрани нас, пожалуйста. Очень страшно. Я сама написала: "Надеюсь, я не умру". (...) Вот в фильмах вижу, люди говорят, что изменят свою жизнь... Никто этого не говорил. Никто ничего не обещал, все просили", – вспоминает Саша.
Ещё с ними был охранник, но Александра не знает, какие у него обязанности. Скорее всего, мужчина просто следил, чтобы в "Крокус" или в залы не заходили посторонние. Охранник тоже помогал, дал информацию о том, куда ведёт лестница.
Поиск выхода
Собравшиеся стали думать, куда идти дальше. Было несколько выходов, в том числе широкая лестница. По ней легко пройти толпой, но к выходу она не вела.
Из подсобного помещения они спустились на лестницу. В какой-то момент часть людей пошли в другую сторону, их стало меньше. Люди оказались в проходе, ведущем в торговый центр "Экспо" или на склад. В огромном складе темно, потолки метров 20. Вообще неясно, есть ли там выход. Предлагали и другой, менее безопасный путь.
В итоге люди решили никуда не двигаться и просто переждать, но... Учуяли запах едкий, отвратительный запах, а потом – дым.
"Запах стал невыносимым. Люди обливались водой из бутылок, закрывали себе рты. У меня и того мальчика ничего не было, только униформа. Но я сняла жилетку, и стала закрывать себе лицо. (...) И в тот момент с лестницы, где мы стоим, начинает литься вода. Мы тогда не знали, что это вода. Нам казалось, это террористы нас заливают горючим средством, и всё рванёт. По запаху и цвету мы не могли определить", – сказала Саша.
Сотрудники и зрители не пошли в "Экспо", посчитав ту дорогу опасной. Во-первых, рядом вход в "Крокус", во-вторых, оттуда повалил дым. И они пошли через склад. Люди выключили фонарики и пошли через огромное, бесконечное пространство.
На секунду Саше померещились силуэты террористов, но это были лишь её спутники. Последнее сообщение на телефоне девушка оставила самой себе. Просила Бога, чтобы никто из них не умер.
Долгожданное спасение
Люди дергали ручки и пытались выбраться, но как назло они почти все были закрыты. Одна из дверей оказалась незапертой, будто сломанной. Саша предполагает, что дверь могла выбить вторая группа людей, которая от них отделилась. На пути лежали брошенные вещи, поблизости точно пробегали посетители.
Перед Александрой шёл один из гостей. Он останавливался и прислушивался. Все боялись, что спускаются прямо в лапы террористов. С ними шли около 25 человек.
Мучения закончились, когда их группа выбралась на улицу через дверь, обнаруженную внизу.
"Нам было очень страшно. Но тут кто-то со стороны кричит, выходите, тут сломали, отходите от "Крокуса"! Люди стали спрашивать у меня, где метро, куда нам идти. Я говорю, есть два входа. Посмотрела на первый, через который мы обычно выходим на работу. И вижу, там много людей. Сказала, что туда не стоит", – вспоминает Александра.
Кто-то побоялся, что террористы начнут стрелять сверху. Внезапно Саша увидела своих напарниц-подруг. Девушки стали друг друга расспрашивать. Тогда на улице почти не было людей. Примчались пожарные. Александра говорит, пожарные так быстро ехали, что чуть не сбили девочек. Прохожие из-за шока не соображали, куда идут, пришлось их одернуть.
"Одна за другой поехали пожарные машины. Мы увидели огни "скорых". Стали приезжать службы, силовики. Мы бежали к метро. Подростки шли навстречу и спрашивали, что случилось. Когда ответили, что теракт, они начали смеяться. Подумали, что шутка. Мы дошли до метро и увидели таких же раздетых людей. Приезжие подходили и спрашивали, когда можно будет вернуться за сумками и паспортами. Мне очень их было жаль, но я ничем не могла им помочь. (...) Неравнодушные люди воду предложили. (...) Добрая девушка дала мне свой шарф. И сказала : "Оставьте себе. Главное, чтобы вы были в порядке и не замёрзли", – рассказала Александра.
Люди собирались идти на мост в Красногорске, но ведь было страшно. Вдруг мост взорвут? Сотрудники метро не брали плату за проезд с людей, оставшихся без вещей. Но юные работники "Крокус Сити Холла" оставались на месте и пытались узнать, что с их коллегами.
Многие напарники и напарницы Александры помогали людям, выводили их и отвечали на вопросы. Ребята никого не бросали и не паниковали. По мнению Саши, они достойные люди, хоть и простые школьники.
Как и она сама.
Автор: Анастасия Кузнецова