Любовь к одной женщине, дружба, искания, новаторство. В Пензе представили новый подход в рассказе о трех выдающихся личностях начала прошлого столетия, жизнь и творчество которых были яркими и смелыми, – режиссере Всеволоде Мейерхольде, поэтах Сергее Есенине и Анатолии Мариенгофе. Выставку (6+) открыли в Пензенском литературном музее.
«Конечно же, отправной точкой было 150-летие Всеволода Мейерхольда. Это великий человек, которым гордится Пензенская земля. Но, мне кажется, когда мы посвящаем выставку одной персоне, то раскрываем личность больше в одной плоскости. А когда мы рассказываем о ней с точки зрения взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, то показываем ее разные грани», – рассказывает генеральный директор Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Наталья Полева.
По ее словам, собрать такую выставку было непросто, ведь важно было, не умаляя талантов, рассказать о каждой великой личности, показать их взаимосвязь.
«Мы постарались Мейерхольда, Есенина и Мариенгофа объединить единой нитью пензенской истории, личных взаимодействий, семейных связей. (…) В этом выставочном пространстве представлены экспонаты из фондов Пензенского литературного музея, центра театрального искусства «Дом Мейерхольда», рязанского государственного музея-заповедника Сергея Есенина. Сотрудники последнего лично приезжали в Пензу, чтобы помочь в создании выставки», – поясняет Наталья Полева.
В экспозиции есть как мемориальные предметы, так и точные копии высокого качества вещей, принадлежавших героям экспозиции. Например, представлен портфель Всеволода Мейерхольда. Это подлинник. После реставрации он еще не выставлялся.
«Конечно же, когда говорим о Мейерхольде и Есенине, мы вспоминаем и говорим об их интересной семейной истории. Дело в том, что Всеволод Эмильевич женился на Зинаиде Райх, бывшей супруге Сергея Александровича. И режиссер не просто взял на себя заботу об этой женщине, но и об их с Сергеем детях. На выставке представлена замечательная фотография с Таней и Костей Есениными, к которым Мейерхольд относился с отеческой теплотой.
В письмах, в записках он трогательно заботился о детях, напоминая им, например, о приеме лекарств. То есть Есенин и Мейерхольд никогда не взаимодействовали творчески, но через их семейные отношения мы видим Всеволода Эмильевича как семьянина, доброго и душевного человека».
Поэтому отдельного внимания в рамках выставки заслуживает Зинаида Райх. Эта удивительная женщина вдохновляла и Сергея Александровича, и Всеволода Эмильевича, – двух таких непростых гениев. Она обладала впечатляющей красотой и сильным характером. На выставке можно увидеть ее снимки, предметы туалета и гардероба того времени. Все эти детали помогают понять атмосферу XX века.
«Особая связь существует между Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом, который родился в Пензе и провел там студенческие годы. Считается, что имажинизм (литературное течение в поэзии, которое утверждало главенство образа над смыслом), зародился именно в Пензе, его «отцом» является Анатолий Мариенгоф. Литературоведы до сих пор спорят о том, какое влияние на Cергея Есенина оказала эта дружба: некоторые говорят о ее пагубности, другие, наоборот, считают, что рязанский поэт стал известен благодаря Мариенгофу. Споры эти не утихают, но это прекрасно, потому что это дает возможность для детального изучения биографии и творчества этих поэтов».
На выставке представлены прижизненные издания произведений Анатолия Мариенгофа – роман «Без вранья» и поэма «Магдалина», фотография, иллюстрирующая дружбу двух выдающихся поэтов, которая была сделана в Москве в 1919 году.
«Дружба их была очень крепкой, тесной. Передовые творческие идеи, такие спорные тогда и спорные сейчас, они воплощали вместе, будучи молодежью, доставляющей хлопоты, старшему поколению», – отмечает Наталья Полева.
Отдельного внимания заслуживает часть вставки, посвященная Сергею Есенину. Это экспонаты, доставленные в Пензу из есенинского музея в Константиново, – предметы одежды поэта (точные копии), экспонаты, связанные с созданием театральных постановок по его произведениям.
«Сергей Есенин, например, написал замечательную драму «Пугачев», которую хотел поставить Всеволод Эмильевич. Да, это не случилось, но тем не менее, Мейерхольд, глубоко изучал ее, готовился к постановке, знакомился с творчеством Есенина. То есть связь с Мейерхольдом здесь однозначно есть».
Напомним, в рамках празднования 150-летия Всеволода Мейерхольда в Пензенской области запланирован ряд культурных мероприятий. В частности, в Центре театрального искусства «Дом Мейерхольда» запланирована выставка, посвященная Зинаиде Райх, планируется также отметить 100-летие спектакля «Даешь Европу», который поставил прославленный режиссер. В Центре идут «Мейерхольдовские среды» (0+) – мастер-классы, антрепризные спектакли, музыкальные вечера.