Статья уважаемой коллеги Ольги Кеслер "Может ли человек измениться? - Да, может!" вызвала размышления на тему: при каких условиях человек может меняться и что именно в себе он может изменить?
Если человеку живется комфортно, гармонично внешне и внутренне, он вряд ли захочет что-либо менять. Это и не требуется, когда человеку хорошо, он чувствует себя свободным, ничто не мешает его развитию и осуществлению желаний и планов.
Однако, бывает, что комфортно человек себя чувствует в очень некомфортной обстановке ("А в тюрьме сейчас макароны дают...") в силу привычки, а, главное, он не видит альтернативы. Другие способы существования ему не знакомы, даже пугают или человек считает, что они не для него. Клиентка описывает асоциальных соседей, которые были в детстве, крики, драки за стеной. Я предполагаю, что это источник травматизации, но клиентка объясняет: это была норма. Родители себя вели так же.
Иногда человек живет в состоянии замирания или замороженном состоянии: "Что воля, что неволя - всё равно." Ребенок в раннем возрасте принял такую стратегию выживания, она ему помогла когда-то, возможно, спасла жизнь. Теперь у взрослого уже человека выход из привычной "зоны комфорта" сопровождается сильными ощущениями опасности и страха. Этот вариант, как правило, сопряжен с депрессией, волевые импульсы при этом стремятся к нулю. Поэтому изменения очень затруднены.
Когда же они становятся возможными?
Когда человек долго и глубоко страдал, духовно или физически, он может созреть для изменений. Просто он больше не может находиться в таком состоянии. Часто можно наблюдать, что клиенту нужно дойти до крайней степени страдания, чтобы позволить себе изменить свои установки, например, такие:
- я в неоплатном долгу перед мамой, моей жизни не хватит, чтобы его отдать
- я должен быть хорошим для всех, всем помогать, мои интересы не важны.
Создается впечатление, что высокой степенью страданий человек заслуживает право нарушить родительские установки.
В этом случае очень хочется сказать людям: вовсе не обязательно доходить до крайности, ведь существует психологическая помощь. Иногда клиент приходит к психологу как будто за разрешением жить по-другому и с облегчением выдыхает, как будто получил индульгенцию.
Человек может захотеть изменений, когда он стоит перед перспективой потери дорогих ему отношений. Ему приходится выбирать: либо изменить свои реакции и поведение, либо значимый для него человек его покинет.
Иногда приходит осознание своих ограничивающих установок, которые мешают добиться успехов в любимой деятельности, в личностном развитии. И человек выбирает работу над собой.
Бывает, что вдохновляет чей-то пример. Например, женщина наблюдает за изменениями коллеги на работе, посещающей психолога. И ей тоже хочется таких впечатляющих изменений.
Так что же меняется в процессе внутренней работы с психологом или без?
А что остается прежним?
Основные характеристики личности, такие как темперамент, склонности и таланты, индивидуальные особенности, присущие именно этому человеку не изменяются. Они могут стать ярче, более проявленными, т.к. человек в процессе терапии всё больше позволяет себе быть самим собой.
Терапевтическая работа направлена на разгребание и изменение наслоений чужих установок, убеждений, предписаний и ошибок детского восприятия. Чаще всего они переданы от родителей, близких родственников, семьи в целом. Большое влияние на представление о себе и о мире оказывают детский сад, школа, компания сверстников. Установки могут также носить трансгенерационный характер.
Эти настройки рассматриваются критически с точки зрения пользы или вреда для данной личности. Их можно оставить или ограничить их действие, а можно отказаться от них. Клиент сам решает, как поступить с установками.
Например, человек в силу своей детской истории находится в постоянном напряжении и готовности обороняться. Он воююет с миром вокруг и удивляется, почему мир враждебен к нему и люди обходят его стороной. В процессе терапии проясняются причины формирования такого поведения. Оно, действительно, было необходимо для выживания ребенка, но закрепилось во взрослом возрасте, когда в нём нет уже необходимости, а есть проблемы общения и создания близких отношений.
Человек осознает себя взрослым, а не беззащитным ребенком, он находит другие, гораздо более продвинутые стратегии защиты себя, а детские реакции оставляет на крайний случай, когда, действительно, нужно спасать свою жизнь. Это позволяет больше открываться людям, испытывать большее доверие к миру, а люди и мир отвечают взаимностью.
В заключение песня в тему:
С любовью,
психолог, мастер ЭОТ, арт-терапевт,
Светлана Шмелёва
Иллюстрация сгенерирована сетью Kandinsky
Автор: Шмелева Светлана Евгеньевна
Психолог, Терапевт ЭОТ Арт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru