В последнее время в современной системе образования явно прослеживается тенденция возвращения в школы воспитательной компоненты. Социальный заказ в отношении решения воспитательных задач в процессе обучения отражен в таких документах, как Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая стала основой для проработки воспитательного компонента ФГОС общего образования. Цели, задачи и основные направления воспитания, механизмы и предполагаемые результаты изложены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Кроме того, ФГОС общего образования включает в себя «Портрет выпускника школы», требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы и требования к структуре программы воспитания и социализации обучающихся.
Как показывает практика, школы не справляются в полной мере с реализацией образовательной компоненты, в связи с этим важно отметить необходимость в конструктивном взаимодействии с другим социально значимым институтом – семьей. Семья определяет развитие личности ребенка на ранних этапах онтогенеза. Именно за ней формально закреплено право и ответственность за воспитание ребенка.
Так, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Сейчас проблемные вопросы взаимодействия общеобразовательной организации и семьи стоят достаточно остро. Некоторые ученые и учителя характеризуют современный период развития взаимодействия родителей и общеобразовательного учреждения как «родительский беспредел», предъявляя многочисленные необоснованные требования и обвинения в отношении неисполнения обязанностей одним из участников образовательного и воспитательного процесса.
Чтобы грамотно выстроить процесс взаимодействия семьи и школы как субъектов образовательной и воспитательной деятельности, необходимо понять причины конфликтов сторон. Ученые классифицируют причины на две группы: социально-педагогические и психолого-педагогические. Так, например, среди социально-педагогических причин выделяют следующие:
- Изменение приоритетного статуса школы. В настоящий момент акцент делается на том, что общеобразовательное учреждение предоставляет пусть и образовательные, но услуги, следовательно, у родителей складывается ощущение, что потребитель в этом случае всегда прав. В этой связи остро встает вопрос о статусе педагога и его деятельности в школе.
- Общеобразовательное учреждение, как институт воспитания, ошибочно ушло в сторону от психолого-педагогических знаний, то есть сместило с них свой фокус. С течением времени уровень знаний родителей значительно увеличился, а в определенных случаях он даже выше, чем у школьного педагога. Родители, благодаря сети Интернет, форумам и платформам, считают, что они сами в состоянии разобраться в вопросе воспитания своего ребенка. Однако зачастую информация противоречит друг другу или основана на недостоверных источниках.
- Происходящий в обществе кризис семьи, являющейся основным институтом воспитания подрастающего поколения. В нашей стране отмечается большое количество разводов, четверть детей появляются на свет вне законного брака, четверть родителей не уделяют внимание вопросам семейного воспитания. Отдельным вопросом выступает отношение старших школьников к самому институту семьи.
Кроме вышеперечисленных причин следует отметить и психолого-педагогические, включая:
- В современных семьях зачастую проявляется педоцентризм. В таких семьях формируется специфический тип личности, у которой наблюдается отсутствие баланса между социальными и индивидуальными сферами личности.
- Авторитет личности пришел на смену авторитету статуса. Современный ребенок не в состоянии уважать другого человека за то, что он старше, или же за то, что он учитель или родитель. Авторитет приходится подтверждать, доказывая своим отношением к ребенку, высоким уровнем профессионализма, разнообразием личных качеств, доверия.
- Педагог недостаточно компетентен в вопросах воспитания детей и взаимодействия с современными родителями. Современному педагогу сложно правильно среагировать в нестандартной конфликтной ситуации с родителями, а в высших педагогических учебных заведениях этот вопрос рассматривается лишь поверхностно, без практического применения.
- Недостатки сторон учебно-воспитательного процесса, включая недостаточную стрессоустойчивость, низкий уровень общей культуры.
Эффективное взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения по вопросам воспитания школьников зависит от ряда факторов: контингент родителей и детей, кадровый потенциал образовательной организации, сложившиеся традиции воспитания как в семье, так и во внутренней среде образовательной организации. Основа этого процесса закладывается еще в дошкольном периоде.
Цели взаимодействия школы и семьи как субъектов воспитания продиктованы социальным заказом, который отражен в нормативных документах, запросах родителей и потребностей детей.
Для повышения эффективности взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения современному обществу необходимо решить следующие важнейшие задачи:
- Повысить статус проблемы семейного воспитания, создав в обществе целенаправленный вектор внимания к данному процессу, придав ему общественно важное значение.
- Создание и поддержание благоприятных условий для ребенка в семье.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Более широкое изучение педагогами внеурочной деятельности школьников, их досуга, интересов.
- Оказание необходимой помощи и психолого-педагогической поддержки родителям с целью поддержания их в ресурсном состоянии.
Таким образом, школа и семья должна выработать: принципы целостного похода к процессу воспитания школьников, действуя слаженно как два партнерских социальных института; механизм постоянного обмена информацией и взаимопомощи; пути самореализации всех участников образовательного процесса; подход преемственности и межпоколенных связей в воспитании; акцент большего внимания к сильным сторонам личности школьников. Как было отмечено ранее, вопрос совместной работы родителей и педагогов стоит достаточно остро. В связи с этим возможно внедрение необдуманных решений, нацеленных на быстрый, но не всегда качественный результат. Для полноценной работы необходимо тесное партнерство педагогов и родителей.
Для этого выделяют следующие основные направления взаимодействия школы и семьи: психолого-педагогическое просвещение родителей; ознакомление родителей с организацией и содержанием деятельности школы по воспитанию школьников; привлечение родителей к осуществлению спортивной, досуговой, исследовательской совместной деятельности с обучающимися; участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
И в заключении отметим, что моделирование процесса взаимодействия семьи и школы является важным аспектом оптимизации процесса воспитания школьников. Для достижения этой цели необходимо учитывать социально-педагогические условия. Необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования этого взаимодействия, создавать положительный имидж учителя и формировать профессиональную компетентность педагогических работников. Педагогическая наука должна разрабатывать концепцию и механизм реализации взаимодействия на практике, учитывая современные требования и интересы школьников, а также накопленный богатый опыт общеобразовательных школ. Общеобразовательное учреждение должно стремиться создавать атмосферу общего доверия, доброжелательности и понимания, чтобы родители могли следить за становлением своих детей. Доверие между семьей и школой будет способствовать успешному взаимодействию в вопросах воспитания школьников и способствовать сохранению и развитию традиционных духовно-нравственных ценностей.
Авторы:
Александр Мозговой, к.э.н., доцент, доцент Департамента экономики и управления,
Дмитрий Матвеев, студент бакалавриата,
Анна Шопина, студент бакалавриата