Найти в Дзене
EllyBlog

Тайный язык моды: О чем "говорят" платья отрицательных героинь в советском кино.

Автор: Виктория

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально.

Коко Шанель

Илл. 1. Фрагмент кадра из фильма «Цирк» 1936 г.
Илл. 1. Фрагмент кадра из фильма «Цирк» 1936 г.

Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» широко обсуждали в прессе, появилось множество карикатур на тему излишеств. На постановление обратили внимание не только архитекторы, но и деятели кино и других творческих профессий.

А ведь какие красивые были в кино излишества до появления этого постановления! Советских кинодив в 40-е было немного - по пальцам одной руки пересчитать, но зато в фильмах у них были потрясающие вечерние платья. Вспомним Любовь Орлову в фильме «Весна» 1947 года.

Илл. 2. Фрагмент кадра из фильма «Весна» 1947 г.
Илл. 2. Фрагмент кадра из фильма «Весна» 1947 г.

Даже те, кто смотрел фильм «Весна» не один раз, всё равно не вспомнят, как была одета академик Никитина (Л. Орлова) до того, как она попала на киностудию. Значит, Любовь Орлова в роли академика была одета идеально, по мнению Коко Шанель. На киностудии академика буквально заставляют надеть это изумительное платье (Илл. 2). В нём Л. Орлова выглядит стройнее и изящнее. Такое платье не забудешь.

Платье сшито из старинного кружева. Где они взяли это чудесное кружево, не знаю, но это платье без сомнения — произведение искусства. В таком платье любая женщина могла чувствовать себя красавицей.

-3

На плечи Любови Орловой небрежно накинута шуба из роскошного меха. В те времена, когда еще не существовало зоозащитников, подобная красота была доступна обеспеченным людям. И Орлова, играя не простую советскую женщину, а выдающегося ученого, академика, по статусу обязана была носить такие наряды.

Фильм, относящийся к жанру "комедия ошибок", позволяет Орловой перевоплотиться сразу в две роли: серьезного академика и легкомысленную актрису Верочку. Поэтому в конце фильма зритель, как и герои фильма, ошибается, принимая роскошное платье за часть образа академика. Нет, оно создано для молодой артистки оперетты, и именно ей предстоит в этом шикарном платье восхищать публику, а не академику.

Такую красоту можно было увидеть только в кино, которое в те времена являлось настоящей фабрикой грёз. О подобном наряде сейчас можно только мечтать.

Илл.3. М.Ладынина.. Фрагмент кадра из фильма « Сказание о земле Сибирской» 1947 г.
Илл.3. М.Ладынина.. Фрагмент кадра из фильма « Сказание о земле Сибирской» 1947 г.

Очень красивые платья носила в фильме « Сказание о земле Сибирской» Марина Ладынина. Ладыниной было уже 40 лет, она и выглядела на все 40 во время съемок фильма, но благодаря прекрасной работе режиссёра и оператора, а также её изумительному платью она выглядит намного моложе и стройнее. При этом платье не производит впечатления претенциозности и манерности как иногда можно видеть в Голливудских фильмах того времени.

Илл.4. Т. Пилецкая. Фрагмент кадра из фильма «Разные судьбы» 1956 г.
Илл.4. Т. Пилецкая. Фрагмент кадра из фильма «Разные судьбы» 1956 г.

Яркая, кричащая одежда стала признаком отрицательной героини. В фильме "Разные судьбы" (1956 г.) великолепная Татьяна Пилецкая играет именно такую роль.

Её персонаж старается выделиться не красотой души, а броской одеждой. Её образ специально сделали слишком гламурным и ярким, чтобы подчеркнуть несоответствие комсомольским идеалам. Розовое платье, в котором она появляется на вокзале, явно не подходит для этой ситуации — оно слишком нарядное.

В то же время положительные героини фильма, не стремятся выделиться с помощью броской одежды, предпочитая классический стиль и сдержанные цвета.

В их образах есть некая загадка и тайна, что делает их еще более привлекательными.

Таким образом, мода в советских фильмах не только отражала изменения в обществе, но и служила инструментом для характеристики персонажей.

Илл.5. Н. Яковлева. Фрагмент кадра из фильма «За витриной универмага» 1955 г.
Илл.5. Н. Яковлева. Фрагмент кадра из фильма «За витриной универмага» 1955 г.

В фильме «За витриной универмага» играет прекрасная, но мало известная актриса Нина Яковлева ( Илл.5). Уже по её платью видно, что она играет отрицательную героиню. Из-за того, что она «вся такая отрицательная» у неё необыкновенно красивое платье из зелёного шелкового муара, На заднем плане видна явно положительная героиня, это можно понять по её гораздо более скромному виду. Отрицательных героинь как правило играли красивые и талантливые актрисы, часто им приходилось делать себе смешные прически и грим, чтобы не затмевать положительных героинь. Серьезная драматическая актриса Н. Яковлева не побоялась выглядеть невероятно смешной в этой роли .

Илл.6. Л .Гурченко. Фрагмент кадра из фильма «Карнавальная ночь.» 1956 г.
Илл.6. Л .Гурченко. Фрагмент кадра из фильма «Карнавальная ночь.» 1956 г.

Положительные героини всегда были симпатичными и очень скромными и соответственно были очень скромно одеты А людям хотелось праздника. Чтобы оправдать нарядные платья женщин в фильме «Карнавальная ночь» 1956 года режиссёру Рязанову пришлось в сюжете подчеркнуть, что это Новогодний концерт. Положительная героиня переодевается в прекрасные бальные платья, уверяя, что носит красивые платья исключительно для концерта, а в жизни- то она скромная. Фильм имел оглушительный успех. Этот фильм сделал Людмилу Гурченко всенародно знаменитой.

Илл. 7. Л. Орлова. Фрагмент кадра из фильма «Русский сувенир».1960 г.
Илл. 7. Л. Орлова. Фрагмент кадра из фильма «Русский сувенир».1960 г.

Однако Любовь Орлова не сдавалась и продолжала высоко держать знамя хорошо одетых положительных героинь. В 1960 году появился фильм « Русский сувенир». В этом фильме она, хотя и несомненно очень положительная, позволяет себе появляться в красивых и модных платьях, в том числе в изумительном черном платье. Платье Л. Орловой посложнее чем у Гурченко, но она и играет в фильме ответственного работника, а не просто молоденькую девушку. Фильм «Русский сувенир» популярным не стал.

Илл.8. Фрагмент кадра из фильма «Русский сувенир» 1960 г.
Илл.8. Фрагмент кадра из фильма «Русский сувенир» 1960 г.

В фильме « Русский сувенир» прекрасно играла молодая Э. Быстрицкая. По роли она была отрицательная и поэтому носила изысканные туалеты. На фото (Илл 8.) Элина Быстрицкая в вечернем комплекте из из атласного шелка.

Илл.9. Э. Быстрицкая. Фрагмент кадра из фильма «Русский сувенир».1960 г.
Илл.9. Э. Быстрицкая. Фрагмент кадра из фильма «Русский сувенир».1960 г.

В фильме "Русский сувенир» у Э. Быстрицкой есть эпизод, когда она всем показала, что может молодая, красивая и талантливая актриса — появилась в кадре в так называемом ватнике и в пионерском галстуке и выглядела в ватнике потрясающе.

Илл. 10. Фрагмент кадра из фильма «Высота» 1957 г.
Илл. 10. Фрагмент кадра из фильма «Высота» 1957 г.

1950-е годы в советском кино были отмечены не только противостоянием эффектно одетых отрицательных героинь и скромных "золушек". Популярны были также фильмы, где одна и та же героиня проходила путь перевоспитания, меняя не только свои взгляды, но и манеру одеваться.Одним из ярчайших примеров стал фильм "Высота" (1957), имевший оглушительный успех.
Инна Макарова блистательно сыграла в нем несознательную "хулиганку" Катю. Художник по костюмам приложил максимум усилий, чтобы подчеркнуть ее плохой вкус. Наряды Кати действительно не могли служить образцом для подражания. Но даже в них Инна Макарова очаровывает своим неповторимым обаянием. Как бы ни была одета ее героиня, в ней всегда чувствуется внутренняя красота и сила. Как написал поэт Богданович: "Во всех ты, Душенька, нарядах хороша". Катя прекрасна даже в строительной робе, затмевая многих признанных красавиц. Настоящее обаяние не зависит от модных тенденций.

Илл. 11. Фрагмент кадра из фильма «Высота» 1957 г.
Илл. 11. Фрагмент кадра из фильма «Высота» 1957 г.

В заключительной сцене фильма "Высота" наша перевоспитанная героиня появляется в таком скромном платье. Хоть оно и выглядит просто, оно сшито из дорогого натурального шелка, что само по себе является признаком высокого качества. Простой фасон, лишенный каких-либо украшений или декора, на самом деле гораздо сложнее в исполнении. Нет возможности скрыть недочеты с помощью оборок или складок. Платье действительно дорогое, сшито на высшем уровне и идеально подходит к точёной фигурке Инны Макаровой. Но самое главное, что благодаря этому платью сразу видно, что наша героиня стала идеологически выдержана и морально устойчива.

Илл.12. Журнал «Моды»1959 г.
Илл.12. Журнал «Моды»1959 г.

Этот рисунок (Илл.12) кажется совершенно неожиданным в советском журнале мод, хотя в 50-е рисунки бальных платьев появлялись в советских журналах мод регулярно, из номера в номер. Журналы мод в СССР часто брали идеи из западных журналов и фильмов, но всё равно в результате упрощения западных моделей получались платья «советской моды» практичные и элегантные. В выигрыше оказывались советские женщины, которые могли выглядеть красиво но без присущих западной моде вычурности( Илл.12). В советских фильмах героини, даже отрицательные — это живые женщины, а не гламурны создания, похожие на оживших манекенов. Даже в самых роскошных платьях советские женщины оставались женственными и естественными

Илл. 13 Каннский фестиваль. В центре Татьяна Самойлова. Фото из интернета.
Илл. 13 Каннский фестиваль. В центре Татьяна Самойлова. Фото из интернета.

Советским актрисам шили специальные наряды, когда они выезжали за границу, чтобы они не уронили престиж советского кино. Когда актриса Татьяна Самойлова поехала на Каннский кинофестиваль получать награду, ей сшили прекрасное черное платье—бюстье. К платью в комплекте прилагался шарф и это было очень удачным дополнением, как видно по фотографии. Несмотря на то что платье сознательно шили «по западным стандартам» оно сохраняет черты присущее советской моде— платье достаточно простое , оно удачно подчеркивает красоту актрисы не «перетягивая» на себя все внимание обилием деталей или слишком смелым декольте.

илл.14. Фрагмент кадра из фильма «Верные друзья» 1954 г.
илл.14. Фрагмент кадра из фильма «Верные друзья» 1954 г.

В фильме "Верные друзья" не было отрицательных женских персонажей. Положительные героини были изображены в соответствии с требованиями этикета и традиций. Лилия Гриценко, сыгравшая уважаемого специалиста, была одета в стиле, как это сейчас называется, "тихой роскоши". Ее платье имело простой крой и похоже на нынешнее платье-футляр. Оно было сшито из высококачественного натурального шелка, а поверх него был небрежно наброшен скромный, но очень дорогой пуховый платок ручной работы. Этот платок придавал образу женственности и лиричности, смягчая строгий и лаконичный вид платья. По облику видно было, что персонаж, хоть и строгий, но очень доброжелательный.

Илл. 15. Фрагмент кадра из фильма «Высота» 1957 г.
Илл. 15. Фрагмент кадра из фильма «Высота» 1957 г.

В пятидесятые годы общество придерживалось очень традиционного подхода к женской одежде, частично обусловленного старыми народными сказками, передававшимися из поколения в поколение. Сказки закрепляли идею о скромности положительных героинь, что отражалось в реальной жизни. В 50-е годы общество искренне осуждало ярко и слишком нарядно одетых женщин, поэтому в кино отрицательные героини часто изображались в ярких и эффектных нарядах, иногда даже вульгарных, что часто осуждалось в советских фильмах. В реальной жизни и в кино правильные женщины и девушки придерживались традиционного этикета: девушки одевались скромно и носили не слишком яркие, платья светлых тонов, а зрелые женщины, особенно если они были положительными персонажами, выбирали элегантные, сдержанные наряды, соответствующие представлению того времени о строгом "английском стиле". В советских фильмах положительные героини были одеты просто, но элегантно, подчеркивая свою индивидуальность и достоинство. Именно так одевали положительных героинь советские «художники по костюмам» в кино.

В 50-е годы мода в СССР была строга, как партийная дисциплина. Женщины твёрдо знали, что носить в зависимости от возраста и статуса. Советское кино, улавливая дух времени, создало свой тайный язык моды.

Появляясь на экране, героиня фильма своей одеждой "рассказывала" о себе. Претенциозные фасоны и кричащие цвета "говорили" о легкомыслии, чопорный костюм – о строгости нравов, а простенькое платье – о тихой скромнице.

Подобно искусному шифру, одежда раскрывала характер, происхождение и тайные стремления героини. Зрители безошибочно "считывали" эту информацию, не нуждаясь в лишних словах.

Но 60-е годы принесли с собой новую моду – минимализм. Лаконичные платья уже не несли в себе такого богатого информационного кода.

Тем не менее, "тайный язык моды" в советском кино навсегда остался в истории, став интересным феноменом для изучения киноведами, историками моды и просто любителями кино.

Ведь даже сегодня, пересматривая старые фильмы 50-х, мы не перестаем восхищаться этой элегантной одеждой и зашифрованной в ней игрой смыслов и символов.