Найти тему

Стратегические «летающие крылья» Гитлера

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Но не только истребители рождались в подземных конструкторских бюро Третьего рейха. Гитлер требовал от своих авиастроителей создать стратегический бомбардировщик, способный достигать территории Североамериканского континента и наносить бомбовые удары по военным объектам и городам Соединенных Штатов.

Неуязвимость американцев для германского оружия бесила фюрера, поэтому он хватался за любые, самые авантюристические проекты межконтинентального «чудо-оружия»: пилотируемые крылатые ракеты Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2, стартующие с подводных лодок адмирала Деница, сверхдальние бомбардировщики.

Среди многочисленных проектов подобных самолетов имелось и немало машин схемы «летающее крыло», которая привлекала германских авиационных конструкторов своими явными преимуществами перед традиционными летательными аппаратами. Эксперты союзников, после поражения Германии разбиравшие немецкие архивы, были поражены богатством фантазии и оригинальностью мышления своих поверженных противников.

Один из первых проектов боевого «летающего крыла» родился в недрах фирмы Вилли Мессершмитта. Тяжелый стратегический бомбардировщик дальнего действия Me Р 08.01 должен был стать универсальной машиной германских Люфтваффе:

— стратегическим бомбардировщиком с дальностью полета 15000 километров и бомбовой нагрузкой 20 тонн;

— торпедоносцем и постановщиком мин в морской авиации;

— тактическим бомбардировщиком с радиусом действия 2500 километров и бомбовой нагрузкой 50 тонн;

— стратегическим разведчиком с дальностью полета свыше 25000 километров;

— военно-транспортным самолетом, способным перебрасывать более 20 тонн груза (в том числе и танки);

— самолетом-буксировщиком грузовых планеров взлетным весом до 100 тонн.

Цельнометаллическая конструкция бомбардировщика поз-воляла разместить в центроплане герметичную кабину экипажа. Само крыло состояло из трех элементов, основным из которых был центроплан. В нем, помимо кабины пилотов, также располагались четыре спаренных двигателя Даймлер-Бенц 109-615 мощностью по 4000 лошадиных сил (приводили в движение толкающие винты), бензобаки и грузовой отсек.

Бомбардировщик мог производить бомбометание и с пикирования. Для этого на нем были предусмотрены тормозные щитки, работавшие от гидросистемы самолета.

Стреловидное крыло имело размах 50,6 м, длину — 15,35 м и площадь около 300 квадратных метров. Расчетная скорость на высоте 8500 метров составляла 645 км/ч.

Но проверить на практике расчеты конструкторов так и не удалось. Перспективный бомбардировщик не вышел за рамки проектного описания, оставшись нереализованным продуктом инженерной мысли. Люфтваффе в этот период просто были не нужны подобные машины.

Исход сражений на просторах Европы решали тактические пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87», для ударов в глубине обороны противника хватало имеющихся «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111». Машины с межконтинентальной дальностью полета были излишними в арсеналах рейха.

Но на войне как на войне, и очень скоро ситуация кардинальным образом стала меняться. В декабре 1941 года США из нейтрального наблюдателя превратились в активного участника боевых действий, а германскому высшему командованию пришлось искать способы противодействия американской военной мощи.

Ставка на подводные лодки, несмотря на довольно оптимистическое для питомцев Деница начало в конце 1941— первой половине 1942 года, ожидаемых результатов не дала. Битва за Атлантику к концу 1943 года была безнадежно проиграна, новые подводные лодки, способные изменить ход морской войны, только проектировались. Нужны были новые решения. Вот здесь-то вновь вспомнили о стратегической авиации.

А спрос, как известно, рождает предложение. Авиастроительные концерны Германии в кратчайшие сроки представили Герингу свои проекты дальних бомбардировщиков, и что весьма любопытно, большинство из них относились к «летающим крыльям».

Забегая вперед, надо заметить, что ни один из них не пошел в серию и даже не сумел подняться в воздух. Слишком мало времени было у немецких авиаконструкторов на разработку этих невероятных по своему замыслу машин, но они навсегда остались в истории мировой авиации памятниками человеческому гению — настолько революционными были инженерные решения, предложенные их создателями.

Большинство проектов было создано в рамках поручения рейхсмаршала Германа Геринга на разработку и постройку бомбардировщиков дальнего действия, которое он выдал фирмам «Юнкере» и «Мессершмитт» осенью 1944 года. Они должны были доставлять на высокой скорости несколько тонн бомб на меж-континентальные расстояния и наносить удары по океанским конвоям (подводные лодки с этой задачей уже не справлялись).

В ноябре 1944 года фирма Мессершмитт направила в Reichsluftfahrministerium (RLM) свой новый проект стратегического бомбардировщика типа «летающее крыло» — Me P.l 107/1. Машина, оснащенная четырьмя реактивными двигателями, должна была доставлять четыре тонны бомб к объектам, расположенным в глубине территории противника.

Крыло нового самолета имело большую стреловидность, а четыре двигателя размещались попарно под плоскостями. Еще одной новинкой, значительно опередившей время, стала конструкция хвостового оперения. Дабы избежать воздействия реактивной струи от двигателей, создатели Me Р.1107 разместили горизонтальное оперение над вертикальным, сделав его Т-образным. В послевоенные годы такая схема стала широко использоваться по всему миру на военных и гражданских самолетах В усовершенствованном варианте бомбардировщика — Me Р.1107/II хвостовое оперение уже не предусматривалось. В корневой части крыла этой машины располагались четыре реактивных двигателя, которые, по расчетам конструкторов, должны были обеспечить скорость до 900 км/ч и дальность полета 7800 км.

Конкуренты Вилли Мессершмитта из фирмы «Юнкере» предложили свой вариант стратегического бомбардировщика — «летающее крыло» — EF130. Работа над этим проектом нача­лась еще в начале 1943 года, когда инженеры Юнкерса совмест­но с сотрудниками немецкого института планеризма в Айнринге занялись проработкой возможности применения схемы «летаю­щее крыло» в боевой авиации.

Итогом совместного творчества и стал эскизный проект са­молета EF130. Учитывая дефицит авиационных материалов в Германии, создатели новой машины предусмотрели смешанную конструкцию: цельнометаллический фюзеляж и деревянные консоли крыла. Четыре турбореактивных двигателя располага­лись на крыле в ряд. Кабина пилотов, выполненная в виде гондо­лы, плавно переходила в корневую часть крыла.

В центроплане находились бомбовый отсек (мог также ис­пользоваться для транспортировки грузов) и бензобаки. В него же после взлета убиралось главное шасси (носовое размещалось под отсеком кабины экипажа).

В дальнейшем появился проект усовершенствованного само­лета EF130 с шестью реактивными двигателями.

Однако пальма первенства досталась проекту уже знакомых нам братьев Хортенов. Они к этому времени уже накопили ог­ромный опыт создания летательных аппаратов схемы «летаю­щее крыло», что позволило им создать наиболее удачную конст­рукцию стратегического бомбардировщика данной схемы.

Вальтеру и Райнеру Хортенам удалось к тому же заручить­ся поддержкой влиятельной фигуры в мире германской военной авиации — полковника Зигфрида Кнемейера, отвечавшего за разработку новых самолетов в отделе авиационного вооружения Reichsluftfahrministerium. Совершив во время посещения кон­структорского бюро братьев Хортенов в городе Ораниенбург по­лет на «летающем крыле» «Horten-HoVII», Кнемейер пришел в восторг от его летных качеств и сделал вывод о том, что «летаю­щее крыло» является идеальным решением для создания стра­тегического бомбардировщика.

Полковник, по сути дела, стал лоббистом проекта братьев, получившего обозначение «Horten-Ho XVIII». Первый вариант самолета проектировался под два 24-цилиндровых поршневых двигателя Аргус As 109-413. Они должны были обеспечить мак­симальную скорость 850 км/ч и доставку двух тонн бомб на дальность 7800 километров. Экипаж машины состоял из четы­рех человек.

Но поршневые моторы в германской авиации уже считались вчерашним днем, поэтому братья Хортены в марте 1945 года представили Герингу новый проект — стратегическое «летаю­щее крыло» «Horten-HoXVIII В-2». Из-за дефицита всего и вся в рейхе самолет должен был строиться из самых простейших материалов — стальных труб, дерева, льняной ткани. Использование цветных металлов было сведено до минимума.

Размах крыла перспективного бомбардировщика составлял 42,5 м, длина — 19 м и высота — 5,8 м. В нижней части крыла располагались четыре турбореактивных двигателя Юнкере Jumo 109-004Н тягой по 1160 кгс. Максимальная скорость само­лета предусматривалась в 910 км/ч, дальность полета — 12000 километров и бомбовая нагрузка — 4 тонны.

Ознакомившись с представленной проектной документаци­ей, Герман Геринг 23 марта 1945 года приказал приступить к по­стройке опытного самолета на подземном заводе недалеко от го рода Кала в Тюрингии. Это распоряжение рейхсмаршала так и осталось на бумаге: на территории Германии уже шли ожес­точенные бои, Красная Армия подходила к Берлину и о «лета­ющем крыле» забыли.

В рамках программы создания стратегического бомбарди­ровщика несколько проектов «летающих крыльев» предложи­ла фирма «Арадо». В проектный ряд Е 555 входили тяжелые машины дальнего действия, оснащенные реактивными двига­телями BMW 109-018, разница между ними была в количестве устанавливаемых двигателей и в конфигурации крыла. Рас­четная дальность полета при бомбовой нагрузке 4000 кг долж­на была составить 5000—7000 километров.

Один из самых оригинальных проектов сверхдальнего бом­бардировщика принадлежал доктору Зенгеру. В 1944 году он направил ведущим авиационным специалистам Германии свой доклад, в котором содержалась концепция так называе­мого «ракетного бомбардировщика-антипода».

Суть идеи Зенгера и его соавтора — доктора математики Ирены Бредт заключалась в том, что если летающий аппарат войдет в плотные слои атмосферы на высоте около 40 километ­ров, то он должен будет рикошетировать, как камешек-«блинчик» от поверхности воды. Уйдя вверх от плотных слоев атмо­сферы в более разреженные и пролетев определенное расстоя­ние самолет вновь попадет в плотные слои и опять рикошетирует.

В конечном итоге траектория полета такого летательного ап­парата будет представлять собой волнистую линию с затухаю­щей амплитудой, причем конечная точка полета будет отстоять от старта на расстоянии около 23000 километров, что обеспечит ему межконтинентальную дальность.

Основываясь на своих теоретических расчетах, доктор Зен- гер разработал и проект «бомбардировщика- антипода». Его ма­шина длиной около 28 метров, размахом крыльев 15 метров, должна была иметь взлетный вес почти 100 тонн (вес пустого — 20 тонн).

Полет стратегического самолета к цели в теории выглядел следующим образом: бомбардировщик устанавливался на спе­циальные салазки, оборудованные ракетными двигателями, ко­торые разгоняли его на стартовом треке с рельсами длиной три километра до скорости 500 метров в секунду.

После взлета набор высоты происходит с помощью маршево­го двигателя. При этом скорость возрастает до 6000 метров в се­кунду, что позволяет машине подняться на высоту 250 километров, с которой она начинает снижение и рикошетированные от плотных слоев атмосферы.

Девятая, нижняя, точка траектории полета лежала в 16800 км от точки старта. Затем бомбардировщик еще некоторое время мог оставаться на высоте 40 км, теряя высоту в 23000 км от точки старта. Пролетев еще 500 км, самолет совершал посад­ку со скоростью всего 140 км/ч на любом аэродроме.

Полет мог выполняться только по прямой, поскольку расче­ты показывали, что развернуть самолет, идущий со скоростью более 1600 м/с, чрезвычайно трудно из-за огромных перегрузок и чудовищного расхода топлива. Взлетев в Германии, бомбарди­ровщик сбрасывал бомбы в заданном районе и приземлялся в точке-антиподе.

Предварительные расчеты показывали, что единственной подходящей целью для самолета Зенгера мог стать Нью-Йорк — размеры города позволяли произвести бомбометание с мини­мальной точностью и совершить посадку на территории, контро­лируемой японцами.

Предложения доктора Зенгера на бумаге выглядели доволь­но привлекательно, но были обстоятельства, портившие благо­стную картину. Во-первых, не существовало двигателей, способ­ных разогнать самолет до скорострг 6000 м/с. Во-вторых, его бом­бовая нагрузка составляла всего 300 кг. Естественно, большого военного значения такой бомбардировщик иметь не мог.

Как констатировал немецкий специалист по ракетной техни­ке Вилли Лей: «Легко понять, почему никто из высокопостав­ленных немцев, прочитавших этот доклад, ничего не предпри­нял; было уже слишком поздно, чтобы реализовать подобный проект... Это была, безусловно, интересная идея, но трудно предположить, что кто-либо решится на ее осуществление. Вряд ли можно применить этот способ увеличения дальности для мирных целей, а для военных в настоящее время имеются более эффективные ракеты дальнего действия».

Этот и многие другие интересные летательные аппараты так и остались на бумаге. Война Германией была проиграна, и много­численные оригинальные разработки немецких инженеров до­стались победителям, которые были поражены смелостью их за­мыслов и перспективных планов.

Поддержите канал-поставьте лайк