Вот мы и добрались до бывшей столица Казахстана. Я всё никак не могу привыкнуть к новому написанию Алматы. Несмотря на то, что город перестал быть столицей Республики еще в 1997 году, это по-прежнему крупнейший город страны. Население здесь около 2,2 млн. чел. Едут же в эти края за красивейшими видами. А потому можно ожидать достаточно развитого железнодорожного сообщения, особенно в советские годы. Вот по порядку с 1987 года и начнем. Итак, Алма-Ата в те годы была начальным / конечным пунктом для следующих поездов:
- Адлер - № 337/338. Следовал он аж 90 (!) часов через Актюбинск, Астрахань, Минеральные Воды и Армавир;
- Красноярск - № 357/358. Здесь всё было намного быстрее - 49 часов и вы оказывались на Енисее. Маршрут почти для всех поездов из Сибири на юг и Среднюю Азию тогда стандартно проходил через Барнаул. Этот поезд не исключение;
- Кустанай - № 507/508. Это намного ближе, чем Красноярск, но время в пути сопоставимое - почти 43 часа;
- Ленинград - № 39/40. Время в пути - аж 86 часов. Маршрут проходил через Целиноград, Тобол, Челябинск, Свердловск, Киров;
- Лениногорск - № 183/184. Если я правильно понимаю, то это город в Татарстане. Время в пути 34 часа.
- Москва. И вот здесь ежедневно (!) ходили два поезда. Фирменный поезд № 7 "Казахстан" и скорый № 83. Оба прибывали на Казанский вокзал. Но маршруты у них были разные. "Казахстан" шел через Арысь, Илецк, Саратов, Мичуринск. А вот № 83 через Арысь и далее на Куйбышев.
- Новосибирск - № 225/226. Удивительно, но время в пути этого поезда намного больше, чем красноярского. Как говорили в одном известном фильме "Меня опять терзают смутные сомнения". А не закралась ли в справочник ошибка. 59 часов до Новосибирска через Семипалатинск и Барнаул?! Там около 1800 км, конечно. Средняя скорость 30 км/ч. Ну допустим. Но тогда около 2600 км до Красноярска за 49 часов. Это средняя скорость более 50 км/ч. Теоретически тоже возможно, конечно. Но зато новосибирский состав был ежедневным;
- Павлодар - № 523/524. Не каждый день, но поезда были. Время в пути 37 часов;
- Петропавловск - № 15/16. Второй фирменный из Алма-Аты, если я правильно понимаю. Позднее он назывался Жетысу - Семиречье - это такая область в этой части Казахстана.
- Свердловск - № 203/204. И вот он был ежедневным. В пути более 2-х суток через Целиноград, Петропавловск и Курган;
- Саратов - № 195/196. Он назначался только летом. В пути был 70 часов, то есть лишь чуть меньше, чем до Москвы. А потому кажется достаточно странным, что в итоге "семерку" укоротят именно до Саратова.
Плюс к этому была еще и куча беспересадочных вагонов, причем в том числе и до тех городов, куда следовали отдельные поезда: Аркалык, Балхаш, Гурьев, Джезказган, Зыряновск, Мангышлак, Павлодар, Москва.
А вот и два вокзала Алматы:
В 2004 году из Алматы останутся поезда в направлении:
- Москва. "Семерка" всё еще была в ходу. Время в пути только увеличилось до 77 часов;
Странно, но я не смог в сети найти фото, которое я бы однозначно мог квалифицировать как фирменный "Казахстан". Поэтому, если кто-то разместит в комментариях, то буду признателен.
- Новосибирск. И тут уже "человеческое" время в пути около 40 часов.
- Петропавловск. Вот можно полюбоваться на фирменный "Жетысу" с новыми вагонами:
- Свердловск. В пути всё также более двух суток;
- Симферополь - более 4-х суток в дороге. Ну это очень долго. Понятно, что уже было как минимум две границы, но всё равно.
До Санкт-Петербурга остался один плацкартный беспересадочный вагон с перецепкой в Астане. Зато появились также плацкартные беспересадочные вагоны до Томска (через Новосибирск) и Челябинска (через Курган).
Что же мы имеем в 2024-м году:
- Актобе. Поезд в Западный Казахстан. Понятно, что два крупных города нуждались в таком сообщении. Не очень понятно только фирменный он или нет. В расписании нет пометки, что фирменный;
- Астана. Я так понимаю, что соперничество у Алматы и Астаны - это как у Иркутска с Красноярском. Но в итоге, если раньше были лишь проходящие через Целиноград / Астану составы, то теперь отдельный поезд. И даже фирменный - "Байтерек";
- Атырау. Часть сайтов даже указывает, что это фирменный поезд;
- Достык. Это бывшая станция Дружба. Опять-таки поезд регионального значения;
- Казань. Новый пункт в направлении железнодорожного сообщения из Алматы. Раньше его не было никогда;
- Казыбек-Бек. Один из поездов местного значения.
- Капчагай. В наши дни сам город называется Конаев. А до 1938 года был Илийск. Сегодня это административный центр Алматинской области;
- Костанай. И это однозначно фирменный поезд "Тобыл". Видимо в русском варианте - "Тобол";
- Мангистау;
- Новосибирск. И это один из немногих поездов, который присутствовал на всех этапах;
- Павлодар. Город вернулся в число пунктов прямого сообщения с Алматы после отсутствия в 2004 году;
- Петропавловск - фирменный "Жетысу" до сих пор в ходу всё с тем же № 15/16;
- Саратов. Это как раз та самая укороченная "семерка". До Москвы прямых поездов и даже вагонов теперь нет. Всё только с пересадками. Вот через Саратов - простейший вариант;
- Сарыагаш. Это еще Казахстан, но буквально в нескольких километрах к северу от Ташкента;
- Сары-Озек. Это можно охарактеризовать как местный областной состав.
- Усть-Каменогорск (станция Оскемен-1).
Что можно сказать. Развитие налицо. Если в 2004 году железнодорожное сообщение практически умирало, не считая поездов в РФ, то теперь это достаточно развитая сеть. И это при том, что Алматы - не столица страны. И вот здесь не нужно никаких слов что либо объясняющих, доказывающих. Это даже не рост, это именно развитие, то есть не только увеличение существующего, но и появление нового. Молодцы железнодорожники Казахстана!
Посетить же город точно стоит, если есть такая возможность. Представьте себе - горы высотой почти 5000 метров вокруг. Высокогорный каток "Медео" - помню, как в советские годы оттуда показывали кучу соревнований по конькобежному спорту. Здесь установили множество рекордов, пока коньки "не спрятали" под крышу.
Здесь же когда был открыт шестнадцатый и последний по счету из числа открытых метрополитенов в СССР.
И, конечно, в истории навсегда уже остался вид транспорта, который использовался на маршруте только в этот город из Москвы. Это Ту-144. перевезено на нем было 3284 человека.
Ну и в заключении классический вид Алматы.
Спасибо, что читаете! До встречи!